Транзит черного золота определит будущее Ленобласти

Значительная часть экспортируемых из России объемов нефти и нефтепродуктов проходит через транспортную инфраструктуру Петербурга и Ленинградской области.

<BR><BR>Значительная часть экспортируемых из России объемов нефти и нефтепродуктов проходит через транспортную инфраструктуру Петербурга и Ленинградской области.<BR>Судя по всему, ее возможности по перекачке стратегического сырья в ближайшие годы увеличатся. Выгодное географическое положение Северной столицы и Ленобласти, развитая транспортная и перевалочная инфраструктура региона, наличие квалифицированной и дешевой рабочей силы, растущие потребности мирового рынка нефти и нефтепродуктов определяют рентабельность инвестиций в эту сферу деятельности в 2000-2001 годах. В настоящий момент конкурирующими по задействованным финансовым и материальным ресурсам являются проекты Балтийской трубопроводной системы (БТС) с терминалом в Приморске (нефтепровод от Киришей до бухты Батарейная, строящийся нефтяной компанией (НК) "Сургутнефтегаз") и "Северные ворота" (НК "ЛУКОЙЛ"). Проект БТС с терминалом в Приморске определит на многие годы перспективы развития Ленинградской области.<BR>Хотя в плане пропускной способности эти проекты не конкурируют, напряженные отношения между двумя нефтяными компаниями могут привести к затягиванию сроков строительства. <BR><BR><B>Два пути</B><BR>Проект Балтийской трубопроводной системы предполагает строительство нефтепровода параллельно существующему нефтепроводу до Киришей и далее до Приморска. Объявлены тендеры на подрядные работы. Возможно, строительство начнется в I квартале 2000 года. Благодаря инвестиционному тарифу со всех нефтяных компаний на строительство Балтийской трубопроводной системы аккумулировано уже $68 млн. Иностранные банки готовы кредитовать проект после определения структуры капитала ОАО "БТС".<BR>Первый этап проекта "Северные ворота" - "Северная калитка" - предполагает транспортировку нефти с Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции нефтепроводом (150 км) до терминала Варандей. Согласно планам, мощность этого канала в 2000 году составит 250 тыс. тонн нефти, а затем по 3-5 млн тонн в год. Требующийся объем инвестиций - около $200 млн.<BR>НК "ЛУКОЙЛ" уже начала реализацию проекта "Северные ворота". Будут нефтяные потоки переориентированы с прибалтийских государств на нефтяной терминал в Приморске или пойдут через "Северные ворота" - покажет время. Но возможно, что с привлечением иностранных инвестиций станут осуществляться оба проекта одновременно.<BR>Нефть Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с низким содержанием серы нельзя смешивать в нефтепроводе с более сернистой сибирской нефтью. Скорее всего, этим и определяется стремление "ЛУКОЙЛа" развивать транспортное направление проекта "Северные ворота". В рамках поставленных задач нефтяная компания стала основным акционером Мурманского порта и осуществляет программу строительства танкеров ледового класса, в которой участвуют верфи Петербурга. Президент нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов подписал с руководством Мурманской области соглашение о строительстве в регионе нефтеперерабатывающего завода, способного переработать до 3 млн тонн нефти в год.