"ЛУКойл" добивается взаимности от Петербурга

Сегодня, 15 декабря, в Петербург с официальным визитом прибывает президент нефтяной компании "ЛУКойл" Вагит Алекперов.

<BR><BR>Сегодня, 15 декабря, в Петербург с официальным визитом прибывает президент нефтяной компании "ЛУКойл" Вагит Алекперов. <BR>Итогом визита должно стать подписание документа о взаимодействии крупнейшей российской нефтяной компании и администрации Петербурга в 2000 году. <BR>Приезд Вагита Алекперова приурочен к торжественной церемонии поднятия флага на танкере ледового класса "Астрахань", построенного по заказу "ЛУКойла" силами ГУП "Адмиралтейские верфи". <BR>"Астрахань" была спущена на воду 2 сентября этого года и доводилась корабелами до эксплутационного состояния. <BR>Сегодня судно официально сдадут заказчику и его экипаж приступит к непосредственной работе. Этот танкер является первым из пяти, заказанных "ЛУКойлом" на петербургских мощностях. Ранее для нефтяников построили пять аналогичных кораблей в Германии.<BR>Сегодня, возможно, решится вопрос о том, будет ли "ЛУКойл" увеличивать размер своего заказа на "Адмиралтейских верфях". Губернатор города Владимир Яковлев неоднократно обращал внимание Вагита Алекперова на позитивность подобной постановки вопроса, цена которого - $150 млн (пять новых танкеров). Поэтому желания губернатора и судостроителей очень понятны. <BR><BR><B>Камень преткновения</B><BR>В свою очередь, у Вагита Алекперова есть причины быть недовольным существующими отношениями с петербургской властью. <BR>Во-первых, несмотря на все попытки, компании так и не удалось закрепиться на топливном рынке города. Ведущую партию здесь "поет" конкурент "ЛУКойла" - нефтяная компания "Сургутнефтегаз", владеющая близлежащим нефтеперерабатывающим заводом "Киришинефтеоргсинтез". <BR>Все попытки "ЛУКойла" организовать постоянную переработку собственной нефти на этом заводе для нужд Петербурга потерпели фиаско. На этом фоне петербургская администрация провела болезненные для "ЛУКойла" переговоры с "Сургутнефтегазом" о гарантированном снабжении города топливом - около 40% ежемесячного потребления. <BR>Не удалось "ЛУКойлу" произвести коренных изменений в сфере строительства собственных АЗС. В течение 4 последних лет руководство "ЛУКойла" заявляло о готовности построить от 6 до 25 станций. Причем все это оформлялось соответствующими соглашениями с губернатором. <BR>Итог - две собственные АЗС (по данным "ДП", из-за местного менеджмента их строительство обошлось чуть ли не на порядок дороже, чем аналогичные станции других компаний) и две на условиях франчайзинга. <BR>Ситуация "накалилась" до такой степени, что в этом году один из топ-менеджеров петербургского офиса "ЛУКойла" "проговорился" об отказе компании развивать заправочный бизнес в Петербурге. <BR>Потом эти заявления были опровергнуты вышестоящим руководством. Ситуация не изменилась также и после громкого заявления Вагита Алекперова в апреле этого года. <BR>По его словам, к концу 1999 года около 30% петербургских АЗС должны были иметь цвета компании на условиях франчайзинга. <BR>В розницу у "ЛУКойла" в Петербурге хорошо идет только фирменное масло. С этим продуктом компания занимает около 40% петербургского рынка. <BR>Больным местом в отношениях городских чиновников и нефтяников является и ситуация с реконструкцией особняка Штиглица (Английская набережная, 70), где должен расположиться Северо-Западный офис компании. <BR>В этот проект Вагит Алекперов обещал вложить $20 млн. Аренда же особняка ежегодно обойдется нефтяникам, при нынешнем расчете, в $2,5 млн. Эта цифра топ-менеджерам компании не нравится. <BR><BR><B>Частый гость</B><BR>В этом году Вагит Алекперов посетил Петербург около 5 раз. Для бизнесмена такого уровня это очень много. <BR>Большинство специалистов связывают это с активизацией работы "ЛУКойла" на балтийском направлении. <BR>В Петербург Вагит Алекперов приезжал и для сугубо частных встреч с Владимиром Яковлевым. Не остался незамеченным и недавний приезд Алекперова на день рождения губернатора Санкт-Петербурга. <BR>Очевидцев делегация нефтяников поразила размерами цветастых коробок с подарками для губернатора. Острословы, памятуя о грядущих выборах, не преминули назвать их "коробками из-под ксерокса". <BR>Политика также может наложить отпечаток на взаимоотношения Яковлева и Алекперова в 2000 году. <BR>По данным СМИ, с недавних пор "ЛУКойл" перестал обильно спонсировать блок "Отечество - Вся Россия" и переключился на проправительственный "Медведь".