00:0006 декабря 199900:00
9просмотров
00:0006 декабря 1999
Выборы всегда позволяли заработать тем, кто к политике не имеет никакого отношения. На этот раз, правда, объемы "политических" заказов несравнимо меньше, чем на прошлых выборах в Госдуму.
<BR>Выборы всегда позволяли заработать тем, кто к политике не имеет никакого отношения. На этот раз, правда, объемы "политических" заказов несравнимо меньше, чем на прошлых выборах в Госдуму.<BR>Главная причина небольших заработков в выборный сезон-99 - жесткий контроль государства за расходованием средств из избирательных фондов, вследствие чего политикам не удалось собрать больших средств для своих кампаний. Все деньги находятся в Москве, на специальных счетах в Сбербанке. Это сказалось и на распределении заказов между фирмами из Москвы и регионов.<BR><BR><B>Полиграфия</B><BR>Не все полиграфисты имеют возможность заработать на выборах. Политикам нужны большие тиражи в очень короткие сроки. Такие заказы могут выполнить не многие типографии. Например: Государственный газетный комплекс, типографии в Ломоносове и Парголово, "Девиз", "Новые технологии", "МДМ-печать", "Курьер", "Карелия Принт". Особой конкуренции среди них нет, поскольку заказы получены в большинстве случаев благодаря личным связям. Впрочем, объемы политических заказов не слишком заметны на фоне общего потока работы полиграфических гигантов. "От общего годового объема это "кошкины слезы". Есть некоторое оживление, но больше шума и агитации", - говорит Александр Пономарев, управляющий делами типографии "Карелия Принт".<BR>Предварительных заказов политики не делают, они стали обращаться к полиграфистам уже в ходе выборной кампании. Это добавляет нервозности в работу, а иногда сказывается на качестве. Типографии, специализирующиеся на качественной печати, даже и не пытались получить заказы от политиков, расценки у них высоки, и потенциальные заказчики, узнав их, спешно ретируются. Некоторые типографии принципиально не берут политические заказы: хлопот много, а денег мало.<BR><BR><B>Социологи и рекламисты</B><BR>По мнению вице-президента Санкт-Петербургской ассоциации социологов Андрея Вейхера, использование социологов партиями и кандидатами заметно снизилось. Он объясняет это меньшими деньгами, находящимися в распоряжении выборных штабов, и возросшим самомнением политиков ("я и так все знаю"). По его мнению, общий уровень социологической грамотности политиков остается низким: "Они так и не поняли, что нужно апеллировать к узкой и цельной группе электората, а не нацеливать агитационные материалы на всех". <BR>По приблизительным подсчетам Андрея Вейхера, примерно 300 социологов в Петербурге привлечены к выборам в качестве консультантов. Около 10 крупных организаций сегодня подключились к выборам, на них приходится не более 15% заказов. Чистая прибыль такой структуры может составить до $10 тыс. <BR>Директор Центра независимых социологических исследований Виктор Воронков заявил: "Мы глупостями не занимаемся и к исследованиям на политические темы подключаемся очень редко. Со средствами у нас неплохо, и поэтому предпочитаем заниматься серьезной наукой".<BR>Оплата работы социологов сократилась по сравнению с прошлыми парламентскими выборами. Основная часть специалистов получает по $200-300 в месяц. Только суперпрофессионалы заработают по $2-3 тыс. Кроме того, к работе привлечено около 400 интервьюеров, дневной заработок которых составляет 150-200 рублей.<BR>ЗАО "Гэллап СПб" по своей инициативе провело к выборам три исследования, которые продавало через Интернет. Результаты превзошли ожидания. Краткий отчет cтоил $60, полный (с аналитикой) - $140, эксклюзивный - $700, вся работа - $1400. Интерес к этим исследованиям проявился уже летом. <BR>Представители компании говорят, что выборы - это не только возможность подзаработать, но и прекрасная возможность наработать новые связи.<BR>Профессиональные рекламисты всегда были необходимы политикам. Однако на всех заказов в этом году не хватило. Андрей Рудашевский, председатель совета директоров рекламного агентства "Прайм", считает, что все крупные агентства города получили политические заказы. Доля политики в сегодняшней работе "Прайма" составляет около 10%. <BR><BR><B>Мелочевка</B><BR>К мелким расходам можно отнести изготовление по заказу штабов информационных стендов, распространение листовок, агитационную работу. Петербургское "Яблоко" изготовило руками частных лиц 50 стендов. В штабе "яблочников" сообщили, что им ежедневно звонят люди и предлагают свои услуги. <BR>Агитаторам "Яблоко" платит 15 рублей в час, распространителям - 10 копеек за единицу агитационной литературы, что значительно превышает средние цифры в обычное время (5-7 копеек за газету, положенную в ящик). ООО "Петербург-Экспресс", занимающееся доставкой периодических изданий подписчикам, несмотря на все усилия, получило мизерное количество заказов: 1-2% от общего объема работы. Выборные штабы предпочитают осуществлять раскладку агитационных материалов по почтовым ящикам собственными силами.<BR>Большинство политических партий настолько бедны, что не в состоянии вести какую-либо выборную кампанию. Принятые меры по контролю за поступлением и расходованием средств подкосили даже таких зажиточных политиков, как Святослав Федоров. Представитель регионального штаба "Избирательный блок генерала Андрея Николаева, академика Святослава Федорова" печально сообщил, что сегодня они не могут найти дешевые выборные технологии, которые позволили бы рассчитывать на успех.(А.С.)