Нефть дорожает и утекает из России

Российские нефтяные компании ждут снижения ограничений на экспорт нефтепродуктов. Этого требует миссия МВФ. Правительство РФ готово пойти на некоторые "поблажки".

<BR><BR>Российские нефтяные компании ждут снижения ограничений на экспорт нефтепродуктов. Этого требует миссия МВФ. Правительство РФ готово пойти на некоторые "поблажки".<BR>Экспорт мазута Минтопэнерго запретило 4 октября; хотя только 1 октября запрет был отменен, дизельное топливо разрешено экспортировать только в размере 30% от объема производства. Ежемесячно Минтопэнерго утверждает графики исключений из этих правил. <BR>Одним из условий предоставления кредита МВФ выдвинул отмену нетарифных ограничений на экспорт нефти с 1 декабря, а на экспорт нефтепродуктов - до 31 декабря, что лишает возможности поощрять избранные компании. Правительство РФ обещало фонду не вводить такие ограничения вновь. Как компромисс Минтопэнерго собирается разрешить российским нефтекомпаниям с 2000 года экспортировать 100% нефти, добытой сверх плана. <BR><BR><B>Пошлины увеличиваются</B><BR>Сейчас пошлины на бензин составляют 20 евро/т, на мазут - 12 евро/т, а на авиакеросин и дизтопливо - 10 евро/т. <BR>Правительственная комиссия, возглавляемая первым вице-премьером Виктором Христенко, собирается предложить увеличить размер экспортной пошлины на сырую нефть до 15 евро/т. В преддверии повышения пошлин вместо квот с целью ограничения поставок Правительство отменило ряд налогов на нефтяные скважины, законсервированные до 1 января 1999 года. <BR><BR><B>С нефтяниками снова договорились</B><BR>В начале октября вице-премьер Николай Аксененко направил руководителям нефтяных компаний обращение, где предложил продлить действие июньского картельного соглашения до конца года. По этому соглашению руководители корпораций обязались не повышать до 31 декабря цены, а Правительство - не повышать налоги и таможенные пошлины. Обе стороны неоднократно нарушали соглашения. Цены на бензин выросли почти вдвое, а кабинет министров неоднократно повышал экспортные пошлины. В результате сам Николай Аксененко вынужден был признать, что с 1 октября все участники картельного соглашения свободны от обязательств. <BR>Но если большинство потребителей проиграло ценовую войну нефтяным компаниям, то госбюджет значительно выиграл. По картельному соглашению, при росте экспортных пошлин нефтяные компании сохраняли цены бюджетным потребителям, а потери при этом с лихвой компенсировались за счет роста цен для всех остальных. <BR>В обращении первый вице-премьер опять предлагает нефтяникам договориться - не повышать цены для бюджетных потребителей, а также для северян и аграриев, и при этом не обещает сдерживать экспортные пошлины и налоговые сборы. Понятно, что проигравшей стороной при этом будет обычный потребитель.<BR><BR><B>Грядет нефтяная биржа</B><BR>С одобрения Минтопэнерго крупные компании навязывают мелким владельцам АЗС жесткие договоры франчайзинга (компания получает топливо, но по ценам, установленным нефтяной компанией). <BR>Эта тенденция усиливается, так как планируется отмена нетарифных ограничений экспорта и в условиях роста цен на мировом рынке мелким компаниям будет еще сложнее достать топливо по приемлемой цене. <BR>Российский топливный союз выступил в защиту компаний розничной торговли. Нависшая угроза франчайзинга привела к росту количества участников союза. И это означает, что борьба за рынок еще не завершена.<BR>Тем временем Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства прорабатывает возможность проведения биржевых торгов на нефтепродукты. Планируется открытие нефтяной биржи в Москве с января 2000 года, но еще не решен вопрос выделения нефти для торгов. Сомнительно, что все нефтяные компании будут это делать добровольно.<BR><BR><B>40 центов за литр </B><BR>Когда будут сняты ограничения на экспорт нефтепродуктов, очевидно, что они будут продаваться там, где выгоднее. Сейчас самый дорогой бензин марки Аи-92 в Европе - в Англии ($1,4 за литр). Самый дорогой бензин в Российской Федерации - в Мурманске, ($0,36). В Петербурге - $0,28, в Киришах - $0,22, в Москве - $0,26. <BR>Экспорт бензина и других нефтепродуктов через транспортный узел Петербурга очень выгоден, в частности - по железной дороге, через расширяющийся нефтяной терминал Морского порта. <BR>Вероятно, тенденция роста цен на бензин в Северной столице имеет устойчивый характер: слишком близко находится "КИНЕФ" к "окну в Европу". Тем временем Министерство путей сообщения повысило тарифы на внутренние грузовые перевозки на 10%, а тарифы на экспортные перевозки остались без изменений. <BR>По мнению специалистов топливного рынка, в России в среднем стоимость литра бензина Аи-92 должна быть $0,35-0,40 за литр, что является нормой для нефтедобывающей страны. <BR>Однако социологи отмечают, что повышение цен на топливо уже заставило 20% россиян отказаться от личного автотранспорта.