Таможня напугала автомобильных перевозчиков до смерти

Таможня приступила к таможенному сопровождению грузов. Перевозчики опасаются, что это дорого и надолго.

<BR>Таможня приступила к таможенному сопровождению грузов. Перевозчики опасаются, что это дорого и надолго. <BR>Использование процедуры таможенного сопровождения предусмотрено Таможенным кодексом РФ, приказами ГТК России от 27.12.94 №698 и от 08.04.96 №216. <BR>Согласно последнему документу, таможенные сборы за таможенное сопровождение каждого авто- и железнодорожного транспортного средства составляют: от 20 МРОТ на расстояние до 50 км и по возрастающей до 60 МРОТ на расстояние свыше 200 км.<BR>При таможенном сопровождении каждого морского (речного) или воздушного судна - 200 МРОТ, вне зависимости от расстояния выполняемого сопровождения. <BR>Пресс-секретарь Выборгской таможни Лариса Бажукова сообщила, что сегодня услуги таможенных сопроводителей оказываются бесплатно. Но в ближайшее время будет применен вышеназванный тариф.<BR>Сопровождение осуществляется работниками таможни, но не только. ГТК РФ создано ЗАО "СВТС-Сопровождение" (Союз ветеранов таможенной службы) специально для этих целей. На Выборгской таможне есть представитель этой компании, который работает в основном с иностранными перевозчиками. ЗАО "СВТС-Сопровождение", естественно, оказывает услуги не безвозмездно. Это вписывается в планы таможенных органов увеличить поступления в бюджет.<BR><BR><B>Постойте на границе</B><BR>Два дня грузовое движение через главный автопереход российско-финляндской границы было фактически парализовано. Очереди на "Торфяновке" начали формироваться в ночь на 27 октября, а к утру количество грузовиков, стоявших на въезде в Россию, превысило 250. <BR>Затор на границе вызвали действия Выборгской таможни, с 26 октября ужесточившей меры по контролю за доставкой товаров. Таможенники попытались обязать перевозчиков оформлять доставку товаров к месту назначения с таможенным сопровождением. <BR>По словам заместителя начальника ТП "Торфяновка" Геннадия Карпова, речь шла исключительно о грузовиках, направлявшихся к товарополучателям, уже замеченным в нарушении таможенных правил или везущим груз, относящийся к категории наиболее часто недоставляемых. <BR>В качестве сопровождения предполагалось использовать отряды охраны Выборгской таможни и Оперативной таможни Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ).<BR>Подавляющее большинство перевозчиков от этой услуги отказались, и таможенники не стали оформлять их машины. <BR>Многие шоферы, подъехав к КПП и услышав о новшестве, решили попросту переждать на обочинах, что и привело к образованию многослойных очередей. Раздосадованные неожиданной задержкой водители по крайней мере дважды перекрывали движение по трассе "Скандинавия", что приводило к заторам и на легковых полосах. Причем в блокаде шоссе принимали участие и российские и финские водители. К вечеру 27-го на "Торфяновке" скопилось 350-400 грузовиков, "елочкой" стоящих вдоль дороги. <BR>Таможенники попытались сохранить лицо. "Ничего особенного не происходит, идет обычная работа", - сообщил начальник Выборгской таможни Иван Иоч, который в среду был вынужден половину ночи провести на рабочем месте. В том же духе высказались представители Северо-Западного таможенного управления на специально собранной пресс-конференции. Однако вопреки их информации о том, что к вечеру среды напряженность на границе спала, сотни грузовиков продолжали стоять на въезде в "Торфяновку" весь четверг.<BR><BR><B>Откат</B><BR>Резкие действия таможни связаны с неким документом "для служебного пользования", согласно которому с 15 октября на приграничные таможни возлагается обязанность контроля за доставкой товаров, перемещаемых по процедуре МДП транзитом через Финляндию. Такие товары составляют около 80% всех перемещаемых через "Торфяновку". По словам таможенников, случаи недоставки товаров, особенно в Москву и Подмосковье, исчисляются сотнями в год. При этом используются не только "одноразовые" фирмы, регистрируемые в качестве получателей груза, но и небольшие транспортные компании, не имеющие собственных машин. Они берут грузовики в аренду или лизинг, совершают несколько рейсов и перерегистрируются. <BR>Именно против таких фирм и были предприняты чрезвычайные меры, но эффект оказался слишком силен. Сейчас, по словам Ивана Иоча, выборгские таможенники получили указание "работать в обычном режиме".<BR><BR><B>Жертвы</B><BR>Перевозчики реагируют на введение таможенного сопровождения по-разному. Кто-то совсем не понимает, зачем требуется сопровождение. Другие, а именно крупные перевозчики, говорят, что нововведение их не пугает, поскольку они прозрачны для таможенных органов. Третьи, специализирующиеся на пассажирских перевозках, возмущены, они вынуждены стоять в очередях, что приводит к недовольству иностранных туристов, которые грозят исками. И все перевозчики в один голос говорят, что введение таможенного сопровождения наносит материальный ущерб честным перевозчикам, а нечестные найдут способы, как обмануть государство. Все они не хотят называть себя, опасаясь засветиться перед таможней. Один из руководителей транспортного предприятия так и сказал: "Мы враги". <BR>Северо-Западное таможенное управление в день подготовки материала не предоставило своего комментария. По словам сотрудника пресс-службы, недавно был выпущен приказ внутреннего пользования, который гласит, что только один человек в СЗТУ может контактировать с прессой - начальник пресс-службы Дмитрий Кокко, которого на месте не было.(А.С., К.Ш.) <BR><BR>Обстановка на пограничных КПП Выборгской таможни стабилизировалась, хотя очереди из грузовиков длиннее обычного. К середине недели ажиотаж вокруг решения Выборгской таможни обязать перевозчиков импортных товаров перемещаться к месту назначения только под таможенным сопровождением утих. Таможня официально объявила о том, что введение сопровождения не является кратковременной мерой и что с перевозчиков не будут взиматься деньги за вооруженный конвой. Очереди на грузовых полосах обоих основных таможенных переходов на российско-финляндской границе - "Торфяновке" и "Брусничном" - сейчас длиннее, чем были до нововведения (от 40 до 70 машин). Обязательное таможенное сопровождение было введено нормативным актом ГТК РФ, имеющим статус "для служебного пользования". Официальным поводом называется борьба с недоставкой товара во внутренние таможни России. Сейчас таможенники требуют оформлять сопровождение лишь тех перевозчиков, которые доставляют груз транзитом через Финляндию, но отправленный из третьих стран, при условии оформления процедуры МДП (TIR) в Финляндии, а также перевозящих товары "группы риска". К последним относятся в основном продукты питания, наиболее часто "исчезающие" при доставке. Как удалось выяснить, таможенники обязывают брать сопровождение также перевозчиков, вызвавших сомнение из-за ранее случавшихся недоставок товара либо перевозящих грузы для получателей, попавших под подозрение. Отношение водителей к новым правилам стало достаточно спокойным. Сейчас самое долгое время ожидания для грузовика на границе - 2-3 часа. (К.Ш.)