Александр Пушкин был плохим бизнесменом

Александр Пушкин помимо своей основной творческой деятельности в середине 1830-х годов решил серьезно заняться бизнесом.

<BR><BR>Александр Пушкин помимо своей основной творческой деятельности в середине 1830-х годов решил серьезно заняться бизнесом.<BR>На новой выставке в Пушкинском музее "...Без денег и свободы нет" наглядно представлен главный проект поэта-коммерсанта - "Современникъ" - литтературный журналъ, издаваемый Александромъ Пушкинымъ".<BR>Издательский бизнес в XIX веке был одним из самых высокодоходных видов предпринимательской деятельности. Пушкин продавал подписку на "Современник" за 25 рублей, а всего планировал выручить 80.000 рублей в год (к примеру, командир гвардейского пехотного полка в те годы получал лишь 1800 рублей в год, а губернатор - от 3000 до 5850 рублей).<BR>Начинался проект с большим размахом: первый номер был издан очень большим по тем временам тиражом - 2400 экземпляров, а авторам журнала Александр Пушкин платил по 200 рублей за печатный лист. О расходах издателя можно судить по представленному в экспозиции счету из гуттенберговой типографии. Только на набор и печать журнала ушло 1012 рублей 50 копеек.<BR>Но громкое имя Пушкина-поэта не помогло Пушкину-издателю. Реализация "Современника" шла плохо, и его тираж неуклонно падал. Журнал был убыточным.<BR><BR><B>Доходные стихи</B><BR>Гораздо успешнее Александр Пушкин зарабатывал продажей собственных произведений. Всего за свою карьеру он смог выручить около 200.000 рублей (только "Евгений Онегин" принес ему 37.000 рублей чистого дохода) и стал, таким образом, первым русским поэтом, сделавшим литературу коммерческим занятием. <BR>Кроме того, Пушкин смог добиться эксклюзивных условий от издателей и книготорговцев. Если от первого издания "Кавказского пленника" в начале 1820-х он получил 500 рублей, а издатель Гнедич - 5000 рублей, то со временем, когда слава поэта выросла, Пушкин строил отношения с предпринимателями так, чтобы его авторское вознаграждение составляло около половины выручки от продажи книги.<BR><BR>Кто же он?<BR>Присутствующие на открытии выставки предприниматели и менеджеры полярно оценили деятельнось Пушкина как коммерсанта.<BR>"Какой же он бизнесмен! Он же всегда в прогаре был! Бизнес и творчество - несовместимы. Когда человек начинает считать, то творчество заканчивается и наоборот", - сказал генеральный директор "Ленэкспо" Сергей Алексеев. "А почему бы и нет. Могу привести хороший пример: когда к поэту прибежал сапожник с предложением продать ему одну строчку, он это сделал. Это "Белее дня - чернее ночи", - рассказала советник председателя правления АО "ПСБ" Ирина Шарипова.