Финны остались без груза и без партнера

АО Helkama Forste OY (Финляндия) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ОАО "Грузовое автотранспортное предприятие №12" (ГАП №12) DEM44.675 за утрату груза. Суд во второй инстанции отказал грузополучателю в иске, ссылаясь на небрежное заполнен

<BR><BR>АО Helkama Forste OY (Финляндия) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ОАО "Грузовое автотранспортное предприятие №12" (ГАП №12) DEM44.675 за утрату груза. Суд во второй инстанции отказал грузополучателю в иске, ссылаясь на небрежное заполнение накладной.<BR><BR>Партия холодильников, которую финляндский производитель - Helkama Forste OY - отправлял в Москву, пропала в июне 1997 года. Первая инстанция арбитражного суда удовлетворила иск грузовладельца, признав, что ГАП №12 фактически перевозило груз и должно нести ответственность за его утрату.<BR>Вторая инстанция отменила это решение, сославшись на то, что в накладной, которая служит доказательством договора перевозки, отсутствовали данные о транспортной компании ГАП №12: вместо них были данные фирмы, оказавшей Helkama Forste OY агентские услуги.<BR><BR><B>Дружба врозь</B><BR>Отношения в сфере международных перевозок регулируются Женевской конвенцией о договоре международной перевозки грузов (КДПГ). Согласно КДПГ, договор перевозки устанавливается накладной, которая служит доказательством условий договора и удостоверяет, что груз был принят транспортом. <BR>В соответствии со ст. 6 КДПГ, грузополучатель обязан указать в накладной имя и адрес транспортера, чего истец не сделал. Вторая инстанция сделала вывод, что такая накладная не может служить доказательством наличия между сторонами договора перевозки. Адвокат финляндской компании Андрей Даев поясняет: "На мой взгляд, это произошло из-за того, что финны привыкли верить деловой репутации партнеров. <BR>Долгое время между АО Helkama Forste OY и ГАП №12 существовали добрые партнерские отношения. Изначально ГАП признавало свою вину. Мы долго вели с ним переговоры о компенсации суммы недостачи предоставлением услуг по перевозке. Но в процессе переговоров стало ясно, что партнер их затягивает, для того чтобы мы вышли за пределы срока исковой давности, который, по КДПГ, составляет год. Мы подавали исковое заявление в суд, находясь в цейтноте".<BR><BR><B>Без комментариев</B><BR>По мнению официального представителя АО Helkama Forste OY в Петербурге Михаила Ярцева, вина перевозчика очевидна: "По моим сведениям, прибыв на таможенный терминал в Москве, водитель ГАП №12 отдал документы неизвестному, которому якобы было поручено встретить товар. Потом водителя пригласили пообедать. Когда он вернулся, машина была пустой. Нам пришлось возмещать убытки покупателю, который уже оплатил 50% стоимости партии".<BR>Коммерческий директор ОАО "Грузовое автотранспортное предприятие №12" Александр Христолюбов, к которому "ДП" обратился за комментарием, отказался разговаривать с корреспондентом.<BR><BR><B>Есть графа - заполнить надо </B><BR>Ведущий специалист Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) Константин Шаршаков, согласившись прокомментировать ситуацию, не стал оправдывать грузовладельца: "Есть множество ситуаций, когда перевозчик оказывается "крайним". Бывает, что его просто подставляют. Для того чтобы не возникало неприятных подозрений и существует КДПГ - базовый документ, регламентирующий отношения в сфере международных грузоперевозок. Именно он определяет условия и особенности осуществления погрузки и разгрузки, правила заполнения сопроводительных документов. КДПГ является основным документом при рассмотрении арбитражных споров. Закон есть закон. Есть графа в накладной - нужно правильно ее заполнить. Это как на дороге: раз горит красный, значит, ехать нельзя". <BR>АО Helkama Forste OY намерено подавать кассационную жалобу.