В трудную минуту вспомнили азы и классиков

На терпящую бедствие макаронную фабрику пришла новая команда управленцев. И достигла успеха. Наведением элементарного порядка.

<BR><BR>На терпящую бедствие макаронную фабрику пришла новая команда управленцев. И достигла успеха. Наведением элементарного порядка.<BR>Опыт выведения предприятий из кризиса формирует у каждого кризисного управляющего собственную концепцию.<BR>Владимир Марахонов, консультант Венчурного фонда ЕБРР Северо-Запада и запада России, считает, что его концепция вывода из кризиса конкретна и основана на классике управленческих решений. "У каждого предприятия есть своя специфика, и она, безусловно, накладывает отпечаток как на его экономику, так и на его взаимоотношения с экономикой вовне. Но экономика предприятия едина для любого из них". <BR><BR><B>Все просто</B><BR>В 1997 году Владимир Марахонов пришел на 1-ю Петербургскую макаронную фабрику (бывшая макаронная фабрика "Панна") в новую команду управленцев на должность заместителя генерального директора. Объем продаж фабрики составлял в ноябре 1997 года 730 тонн в месяц (порядка 30% производственных мощностей). Себестоимость продукции - более 4 тыс. рублей за тонну, прибыль - отрицательная. На рынке - изобилие импортного товара, конкурировать с которым продукция фабрики не могла из-за высокой себестоимости продукции. <BR>"Начинать следовало с самого болевого. Здесь самым болевым был сбыт. Вместо отдела сбыта создали коммерческую службу во главе с новым руководителем", - рассказывает Владимир Марахонов.<BR>Прежде всего ввели жесткое бюджетное планирование. Коммерческая служба намечала объем продаж. Производство (по службам) представляло финансовому директору план расходов (преимущественно на сырье и текущих эксплуатационных). Затем над цифрами работали плановый отдел и финансовая дирекция. План составлялся на месяц и был обязателен к выполнению всеми службами. Предусматривалась ответственность служб за выполнение ими же составленных планов. Все как в учебниках. <BR>"Все настолько просто, что у меня лично вызывает ощущение бреда. Элементарный порядок приводит к тому, что вы получаете 80% результата", - говорит Владимир Марахонов.<BR>Жесткое планирование и ответственность за результаты работы, определение четких сфер компетенции и ответственности сотрудников - это и есть составляющие того "элементарного порядка", о котором говорит Марахонов, и который очень хорошо воспринимается подавляющей частью персонала. Людям психологически комфортнее работать в таких условиях, что очень быстро сказывается и на результатах.<BR><BR><B>Через год</B><BR>По данным Владимира Марахонова, к ноябрю 1998 года объем продаж составил порядка 2,5 тыс. тонн в месяц и продолжает сохраняться ориентировочно на уровне 2,3-2,5 тыс. тонн в месяц (95-100% мощностей фабрики).<BR>Сегодня, по словам директора по стратегическому планированию фабрики Олега Печенежского, это около 3% всего производства макаронных изделий в России.<BR>Себестоимость продукции 1-й Петербургской макаронной фабрики снизилась за год на 10%, а прибыль превысила 4 млн рублей. Прибыль января 1998 года до уплаты налогов - 5,5 млн рублей.<BR>Следует отметить, что существенного улучшения показателей удалось добиться еще в докризисные летние месяцы.<BR><BR><B>Что важно</B><BR>Оптимизировать доходы и расходы позволяет прежде всего бюджетное планирование буквально по дням, убежден Марахонов. А уж затем на выбор менеджера - любой из существующих управленческих методов и инструментов. Сами по себе они не решают проблем предприятия, и их применение зависит от опыта и квалификации менеджера.<BR>"Моя система действительно очень проста и действительно основана на классических управленческих решениях. И главное - она действительно работает, когда управленческая команда грамотно ее применяет".<BR><BR>P.S.<BR>Приведенная технология применима прежде всего на предприятиях, продукция которых ориентирована на конечного потребителя. Впрочем, Владимир Марахонов получает в ближайшее время от одного из венчурных фондов ЕБРР назначение на должность генерального директора химического производства.