Малый бизнес обижается, жалуется, возмущается, но не сдается

Участники круглого стола

<BR><B>Участники круглого стола</B><BR><BR>Лариса Прокопова, директор ассоциации "Женщины и бизнес в России".<BR><BR>Татьяна Суркова, директор фирмы "Досуг" ОАО "Ленэкспо".<BR><BR>Галина Саенко, директор по работе с районами Санкт-Петербургского союза предпринимателей.<BR><BR>Наталия Кудрявцева, региональный директор по Северо-Западу Центра делового сотрудничества (BCC).<BR><BR>Юрий Филатов, президент Ассоциации предприятий бытового обслуживания "Петробыт", генеральный директор ОАО "Услуга".<BR><BR>Любовь Мышкина, директор по производству одежды Ассоциации "Регион".<BR><BR>Инна Воробьева, директор по медицинской отрасли и внешнеэкономическим связям Санкт-Петербургского союза предпринимателей.<BR><BR>Константин Ескин, начальник управления координации предпринимательства и инноваций Комитета экономики и промышленной политики администрации Петербурга.<BR><BR>Григорий Двас, председатель комитета по экономике и инвестициям правительства Ленинградской области.<BR>Малый бизнес на словах поддерживают все. Сами представители малого бизнеса считают моральную поддержку недостаточной - они мечтают об осязаемой, материальной, зримой помощи. <BR>Предприниматели и их общественные представители не устают говорить о своих обидах и претензиях к власти. В конце прошлого года "ДП" предоставил выразителям интересов малого бизнеса возможность еще раз рассказать о наболевшем - и не просто друг другу, а в присутствии представителей органов исполнительной власти Петербурга и Ленинградской области.<BR>Гости редакции "ДП", привычно пожаловавшись на плохое налоговое и просто законодательство, обозначили еще несколько, с их точки зрения, важных вопросов. Представители бизнеса дружно заявили о недостатке информации о том, какие возможности сегодня у предпринимателей существуют.<BR>Еще одной проблемой развития предпринимательства гости редакции назвали недостаточный уровень образования самих предпринимателей. Правда, спустя каких-то полчаса после того, как эта мысль прозвучала, последовало и другое заявление: если вести бизнес так, как написано в учебниках и как учат в западных школах, результат будет, скорее всего, плачевным...<BR>Столь же противоречиво, как и по проблеме образования, представители бизнеса высказались и о рекламе: некоторые из участников круглого стола были убеждены, что реклама малому бизнесу не то чтобы совсем не нужна, но пока явно не своевременна - прежде всего потому, что на нее денег очень жалко. <BR>В общем, за круглым столом в редакции "ДП" за 2 часа вскрылись все противоречия, присущие предпринимательству.<BR><BR>Лариса Прокопова:<BR>"Сегодняшним проблемам малого бизнеса уже много лет. О чем можно говорить, если наше Правительство прямо заявляет, что выгоднее деньги вкладывать в различные ценные бумаги? Чтобы изменилась ситуация в малом бизнесе, надо поломать такое положение в экономике в целом. Ведь были бы у меня деньги - я бы сегодня свое дело не начала. Это фактически невыгодно. Если платить все налоги, все поборы, если сегодня работать честно - это невыгодно.<BR>Чтобы производить конкурентоспособную продукцию, нам надо заниматься еще и новыми технологиями. У нас есть мечта - создать центр новых технологий. Но без денег ничего не получится, причем за короткий срок такие вложения не окупятся. Вот есть Инновационный центр для производителей одежды, но ведь он 4 года содержится на деньги Штатов! Центр прекрасно работает, эффект большой, но полностью это окупаться не может. Причем не всегда нужны "живые" деньги - достаточно получить льготы по арендной плате, может, освобождение от части местных налогов. И тогда после определенной раскрутки это может быть окупаемо. Но, повторю, помощь нужна обязательно. Сегодня мы такой помощи не чувствуем!"<BR><BR>Татьяна Суркова:<BR>"Предприниматели очень мало знают, что в Петербурге работает для них. И для региона таких структур, которые помогают сориентироваться малому предпринимательству, сегодня явно недостаточно. Это, кстати, показала и наша прошлогодняя выставка "Малый бизнес - технологии успеха". На выставку пришли около 5 тысяч предпринимателей, и они смогли впервые в прямом разговоре общаться с комитетами администрации города и области.<BR>Город недостаточно заинтересован в предпринимателях. Я однажды слышала, как некий высокопоставленный руководитель заявил - вывоз снега, мол, - проблема нерешаемая. Мне кажется, город может непосредственно обратиться к предпринимателям и сказать: вкладывайте деньги в эти направления, мы вас поддержим.<BR>Сейчас на площадке "Ленэкспо" на проспекте Просвещения более 250 малых бизнесменов занимаются торговлей. Многие из них имеют деньги, но понимают, что сегодня в торговле особых перспектив нет. И они были бы готовы эти деньги вложить куда-то. Весь вопрос - куда? В какой бизнес? И ни город, ни область не в состоянии сегодня этих людей сориентировать - куда им направить свои средства и энергию".<BR><BR>Галина Саенко:<BR>"Мы как раз и занимаемся поддержкой предприятий малого бизнеса, анализируем проблемы, с которыми предприниматели чаще всего сталкиваются. Сегодня это прежде всего невозможность получения какого-либо кредита для начала работы. Также высокая арендная плата, которая не позволяет бизнесу развернуться.<BR>Мы много слышим, как зарубежные организации помогают в раскрутке российских проектов. Но когда же наше собственное государство займется этим? Пора ведь уже. Необходим фонд для развития социально значимых программ малого бизнеса - именно государственный фонд. Кроме того, средство и основное условие успешного бизнеса - повышение квалификации предпринимателей. Зачастую они не имеют достаточного уровня подготовки для начала бизнеса. Мы занимаемся этим, причем делаем это максимально бесплатно или вообще бесплатно.<BR>Еще один путь поддержки малого бизнеса - открытие бесплатных консультационных пунктов. Мы попытались в прошлом году открыть такие структуры в четырех районах, в этом году рассчитываем создать консультации минимум в 10 районах. Ведь далеко не все предприниматели могут вступить в союз и платить членские взносы, пусть даже и небольшие".<BR><BR>Наталия Кудрявцева:<BR>"Поддержка сети организаций, содействующих развитию бизнеса, - как раз главная задача нашей организации, Центра делового сотрудничества.<BR>Мы провели небольшой опрос серди предпринимателей. Выяснилось: главное - недостаток информации о структурах поддержки бизнеса, о рынках (в частности - зарубежных), об инвесторах и так далее. Кроме того, предприниматели отмечают большое количество "бумажной" работы, проблемы с бюрократией, несовершенство законодательной базы и недостаток профессиональных знаний и опыта ведения бизнеса.<BR>Наш центр участвует в решении информационной проблемы, но при этом мы сами сталкиваемся с трудностями. Наработаны технологии, механизмы сбора информации, формы ее предоставления. Но возникают сложности с распространением информации - мы используем прежде всего Интернет, электронную почту, ну еще почтовую рассылку... Однако Интернет, к сожалению, в России представителями малого бизнеса еще не особенно освоен. Электронная почта тоже активно не используется. Так что главным способом распространения информации остаются СМИ".<BR><BR>Юрий Филатов:<BR>"Наша сфера - бытовое обслуживание - работает в основном с социально незащищенным населением. Это специфический бизнес, и во всем мире к нему отношение иное, нежели в России.<BR>Как помочь нашей сфере? Сегодня мы, к сожалению, начинаем все сначала. Сапожник в Интернет никогда не войдет: у него нет компьютера. У него вообще ничего нет, даже гвоздей нормальных нет. Подметки - не те, кожа - кривая, косая, недоделанная. Но я считаю, что можно помочь "бытовке" и без всяких денег: все равно денег нам никто не даст.<BR>Прежде всего надо сохранить тех людей, которые уже работают в этом бизнесе. Сегодня ведь закрываются сапожные мастерские: существующая налоговая схема их попросту угробила! Сегодня, если город хочет, чтобы сфера услуг сохранилась, надо внимательно посмотреть местную налоговую базу. Налог на имущество - почему сделали 2%? Город может его снизить - если хочет, чтобы у него развивались химчистки. Земельный налог - почему сапожник платит за землю, на которой он сидит? <BR>Я благодарен депутатам и администрации города, которые для "бытовки" ввели коэффициент 0,5 по арендной плате. Я благодарен правительству, которое поняло, что нельзя возле каждого сапожника в его кибитке поставить кассовый аппарат. Но надо пойти дальше. Надо посмотреть НДС. Надо - мне, правда, уже сказали, что это не совсем законно, но все же - подумать о возможности целевой продажи в рассрочку в собственность тех же сапожных.<BR><BR>Любовь Мышкина:<BR>"Налоги, аренда, оборудование - все это ключевые вопросы. У нас работают очень хорошие специалисты, головы у них замечательные, руки - тоже. Мы за 3 года развернули производство, практически начиная с нуля. Потихоньку закупали оборудование... Когда одна фирма нам предложила кредит - я отказалась: брать-то деньги хорошо, а вот отдавать... Хотя, конечно, очень страдаем от недостатка оборотных средств. Кризис свел на нет наши наработки с поставщиками тканей: репутация сохранилась, но все перешли только на предоплату. Мы опять начинаем с нуля. Моя принципиальная позиция - не тратиться на рекламу. Не потому, что я против рекламы вообще. Денег нет. Очень дорогая реклама. Когда я вижу эти цены, сразу начинаю пересчитывать на утюги, швейные машинки. И, конечно, отказываюсь.<BR>Еще одна проблема - недостаток юридических знаний. Поэтому консультационные пункты - это замечательно. А газета, может, смогла бы организовать юридический ликбез - особенно для начинающих предпринимателей".<BR><BR>Инна Воробьева:<BR>"Нынешний кризис - наиболее выгодное время, чтобы начать новое дело. Что же мешает в этот благоприятный момент открыть свое дело? Или расширить то, что уже имеется? <BR>Проблема номер один - отсутствие выгодных кредитов. Можно, конечно, говорить: денег нет и не будет, давайте развиваться без денег. Однако чудес не бывает. Тем более что деньги есть, надо лишь знать, где их взять. Нужна определенная помощь, определенные установки, чтобы эти кредиты взять. <BR>Поддержка нужна многим. Предприятиям с передовыми технологиями, интеллектуальными возможностями, с опытом работы, которые рвутся в бой, которым надо расшириться, а они опять попадают в заколдованный круг и не могут воспользоваться кредитами.<BR>Вопрос номер два - неудобные условия аренды. Начинающим свой бизнес должны быть определены какие-то льготы. Во всем мире так делается".<BR><BR>Константин Ескин:<BR>"Слушаю я все это - и очень мне жаль, что я не по вашу сторону баррикад. Потому что обо всех этих проблемах я могу говорить еще час и два - сколько надо. И если вы внимательно прочтете городскую программу поддержки малого предпринимательства, в ней идет речь обо всех основных проблемах, которые вы здесь обозначили.<BR>Меня все время вот какой вопрос мучает: почему предприниматели так любят ругать администрацию, а на своем месте не делают простых вещей? <BR>Когда я здесь слышу, что невозможно распространить информацию, я сразу вспоминают 120 различных общественных организаций предпринимателей, которые объединяют кто тысячу, кто двести членов. Почему вы не пользуетесь возможностью распространения информации через союзы?<BR>Конечно, бюджет наш очень бедный. У нас очень плохое законодательство. Мы попросили предпринимателей - давайте свои предложения, будем с ними работать. <BR>Так, по Закону об начислении арендной платы, мы за последние 2 месяца получили максимум десяток предложений. По механизму внедрения вмененного налога - тоже с десяток, причем силовым методом: сами всех обзванивали".<BR><BR>Юрий Филатов:<BR>"Мы прислали!"<BR>Константин Ескин:<BR>"Вы прислали, вы молодцы.<BR>Так что пожаловаться на судьбу, на администрацию - любимое дело предпринимателей, а вот сделать какие-то конкретные шаги никто не хочет. Прошу - приходите с предложениями. Но приходят - и либо денег просят, либо просто хотят поговорить за жизнь.<BR>Инновационный центр для производителей одежды - действительно замечательный. У них проблема - достаточно высокая арендная плата. На днях я им предложил помещение в "Невской мануфактуре". Знаете что они ответили? Далеко!"<BR><BR>Участники хором:<BR>"И правильно ответили!"<BR><BR>Константин Ескин:<BR>"Если вам хочется жить в центре - платите. Не можете платить - выбирайте другие помещения. Не бывает так, чтобы и на елку влезть, и все остальное.<BR>А вообще, если вы восприняли мое эмоциональное выступление как направленное против вас, так на самом деле все с точностью до наоборот. Когда я пришел сюда и увидел все эти знакомые до боли лица... Мне с каждым из вас очень приятно работать, я рад, что проблемы малого бизнеса для вас важны. Но это и мои проблемы".<BR><BR>Григорий Двас:<BR>"Когда приходят предприниматели с какими-то конкретными проектами, при попытке докопаться до сути выясняется, что они не представляют очень многие вещи. Говорят - нам нужна вот такая льгота. Хорошо, отвечаю, нет проблем. Поддерживать малое предпринимательство - дело очень простое и бесхитростное: мы подсчитали - если дать льготы, потери для бюджета будут не ахти какие. Спрашиваю - что вам даст снижение налога? Может, какие-то расчеты есть? Такие высоконаучные слова, как эластичность спроса по цене на ту или иную продукцию, вызывают учащенное сердцебиение и взгляд на меня как на полного идиота. Ладно. Продолжаю выяснять: что будет, если вас вообще освободят от налогов? Как это скажется на вашем бизнесе? Объем продаж вырастет вдвое? В ответ - я без этого не могу выжить. А с этими льготами выживешь? - Не знаю... Это - типичный разговор.<BR>Теперь - что же мы делаем, чтобы предпринимателей поддержать. У нас есть Закон об инвестиционной деятельности в Ленинградской области. Ни одно малое предприятие им не воспользовалось. Хотя любой может написать заявление и пользоваться. По этому закону, предприятия, вне зависимости от объема инвестиций, получают на период окупаемости вложений льготы - 100%-ное освобождение от налога на прибыль, от налога на имущество и от налога на пользователей автомобильных дорог.<BR>Есть еще один закон, в соответствии с которым можно получить 50% скидки по тем же налогам на 2 года - просто по причине перерегистрации предприятия из другого субъекта Федерации в Ленинградскую область. И предприятия начали довольно активно перерегистрироваться - но только не малый бизнес. Малый бизнес живет какой-то своей особой жизнью, и на самом деле правовое пространство его волнует в достаточно малой степени.<BR>Еще у нас в бюджете области предусмотрена статья - поручительства под инвестиционные проекты на конкурсной основе. Более того, были выделены специальные средства для финансирования разработки бизнес-планов для малых предприятий, чтобы они могли обращаться в консалтинговые компании".<BR><BR>Константин Ескин:<BR>"Вы из города заявки принимаете?"<BR><BR>Григорий Двас:<BR>"Принимаем запросто. В бюджете на этот год выделено 750 млн рублей на поручительства, причем из них 250 млн - только для предприятий малого бизнеса. Лишь бы они пошли. Но не знаю - пойдут ли..."<BR><BR>Гости хором:<BR>"Пойдут, пойдут!"<BR><BR>Григорий Двас:<BR>"В этом году я тоже думал - пойдут, а они не пошли. А вообще, лишний раз убеждаешься, что льготы - не панацея. Очень многое зависит от менеджмента предприятия.<BR>Кстати, о рекламе. Вообще, такой подход типичен только для нас. Мы никогда не верим в теорию. Мы только сами должны все протоптать - тогда поверим".<BR><BR>Гости хором:<BR>"Реклама не дает практически ничего, имидж зарабатывается тяжким трудом. Но мы не против рекламы!"<BR><BR>Константин Ескин:<BR>"Разговор у нас пошел смешной и малоосмысленный.<BR>Я знаю людей, которые достигли успеха собственным трудом, но, к великому сожалению, таковых сегодня в нашей стране меньшинство. Можно ли заниматься бизнесом без денег? Бизнесмен должен вкладывать только собственные деньги. Бизнес - это риск. Рисковать чужими деньгами мы все мастера. И чтобы рисковать чужими деньгами, нужна, наверное, какая-то аттестация, сдача специальных экзаменов. Если же я вкладываю в дело собственные деньги - это и есть моя аттестация.<BR>А вообще, если вести бизнес так, как написано в учебниках, почти наверняка итог будет печален. Как-то меня пригласили в Стокгольмскую школу бизнеса. Я там сказал: вас научат тому, без чего, наверное, очень плохо. Но из вас добьется успеха только тот, кто будет отступать от тех правил, которым вас научат".<BR><BR>Участники круглого стола в течение нескольких минут взволнованно шумят: Гражданский кодекс никаких экзаменов для начала предпринимательства не предусматривает, учиться надо, реклама тоже не помешает, а налоги все равно велики.<BR><BR>Заседание круглого стола вел Владимир Малышев. Материал подготовила Наталия Ипатова.