Когда усиливается роль государства, бизнес демонстрирует чудеса сплоченности

Прямо на выставке "Российский промышленник" представители предприятий целлюлозно-бумажной промышленности решили создать отраслевую ассоциацию.

<BR>Прямо на выставке "Российский промышленник" представители предприятий целлюлозно-бумажной промышленности решили создать отраслевую ассоциацию. <BR> Подобные попытки заканчивались провалом по меньшей мере 5 раз. Сегодня разногласия между целлюлозно-бумажниками, похоже, преодолены.<BR>Это рядовое, на первый взгляд, событие иллюстрирует характерную тенденцию последнего времени. В отраслевые ассоциации, а также в ассоциации и союзы по другим различным признакам лихорадочно начали объединяться все те, кого называют ультрапопулярным ныне словосочетанием "российский производитель". <BR>Объединяются те, кто не успел сделать этого раньше (последний яркий пример - Мясной союз).<BR><BR>АССОЦИАЦИЯ, как трактуют этот термин словари, - "объединение организаций или лиц для достижения общей... цели". <BR>О цели этой умолчать невозможно. Цель - святая: беззаветное отстаивание экономических интересов членов ассоциации (или лоббирование - если кому-то так более понятно).<BR>ЛОББИРОВАНИЕ как род деятельности актуально во все времена. Однако в последнее время потребность в лоббировании возродилась с новой силой. Тому причиной курс на усиление роли государства в экономике. Опытным путем доказано, что затраты времени и финансов на взаимодействие с государством возрастают пропорционально усилению роли последнего. Когда действовать поодиночке становится все труднее и труднее, эстафету перехватывают ассоциации и союзы. Да и власти предпочитают общаться с коллективными голосами, а не с отдельными представителями бизнеса. "Как это так - отрасль есть, а ассоциации нет?" - вопрошают чиновники.<BR><BR>АССОЦИАЦИИ И СОЮЗЫ уже имеют (или скоро организуют) все мало-мальски значимые группы предпринимателей. От названий уже сегодня пестрит в глазах, а завтра мощный голос ассоциации риэлтеров или коммерческих банков утонет в хоре ассоциаций таксистов, торговцев семечками и воздушными шариками. Все они необходимы. Все имеют собственную точку зрения на то, что хорошо и что плохо. Уже сегодня многочисленные лоббисты сталкиваются лбами между собой. Вместо того чтобы воевать за светлое будущее с законодателем или чиновничеством.<BR><BR>ОТСТАИВАТЬ собственные интересы - первейшая обязанность любого уважающего себя бизнеса. Многие могут похвастаться большими и малыми успехами на этом поприще. Беспокоит другое: пассивность самого многочисленного в теории лобби - лобби российских потребителей. На которых бизнес и работает. Если подумать, к чему может привести безудержная активность всевозможных бизнес-ассоциаций при полной пассивности потребителей, картина представится неприглядная. Люди, мерзнущие в квартирах с отключенным отоплением, разваливающиеся на ходу автомобили, несъедобные продукты...<BR><BR>СОБСТВЕННЫЕ ассоциации и союзы потребителям не помогут. Они есть, но слышит ли их кто-нибудь? Отстаивать интересы потребителей - прерогатива юристов. Главное - преодолеть неверие потребителя в то, что его интересы можно отстоять. А потому разумная активность бизнес-ассоциаций должна компенсироваться ростом юридического самосознания потребителей.<BR><B>РЕДАКЦИЯ</B>