00:0030 октября 199800:00
19просмотров
00:0030 октября 1998
На компьютерном рынке ощущается потребность в дешевой подержанной технике. В ближайшее время, согласно прогнозам маркетологов, число компаний, торгующих электронным "сэконд-хэндом", возрастет в 10 раз.
<BR>На компьютерном рынке ощущается потребность в дешевой подержанной технике. В ближайшее время, согласно прогнозам маркетологов, число компаний, торгующих электронным "сэконд-хэндом", возрастет в 10 раз.<BR><BR>Генеральный директор фирмы "Нево-Д" Сергей Ми-халюк отмечает: "Начало кризиса принесло затишье на рынок компьютеров. Однако, когда у потребителей прошел первый шок, недорогая подержанная техника стала пользоваться повышенным спросом. Могу сказать, что в течение сентября подержанные Pentium наши клиенты отрывали с руками".<BR>Фирм, где можно купить подержанные компьютеры и другую оргтехнику, в городе не так уж много. Да и для них торговля таким товаром - не основной род деятельности. Почти все они специализируются на upgrade - услуге, которая состоит в том, что человек приходит в фирму со старым компьютером или принтером, а уходит с более совершенным или модернизированным, уплатив разницу в цене. Подержанная техника идет на запчасти, модернизируется, а затем тоже продается или обменивается. <BR>Потребителями подержанной оргтехники и компьютеров выступают в основном частные лица: научные работники, консультанты-предприниматели, студенты, а также школы и небогатые компании. По мнению петербургских компьютерщиков, недорогая подержанная техника всегда найдет своего покупателя, а уж в тяжелые времена и подавно. Поэтому основная проблема продавцов - не отсутствие спроса, а то, что заканчивается запас комплектующих.<BR>Причина такого дефицита проста: с начала кризиса пользователи практически перестали модернизировать технику. Скупкой же старых компьютеров никто в Петербурге не занимается. Менеджер по продажам фирмы "Энсел" Андрей Хавкин поясняет: "Сейчас петербургские фирмы переживают не лучшие времена. Поэтому нам предлагают много офисной техники. Однако владельцы желают получить за подержанный компьютер хотя бы половину цены, в то время как мы можем предложить им только треть".<BR>Иными словами, спрос есть и предложение есть, но система отношений владелец-комиссионер-потребитель не отрегулирована. Обычно, покупая у владельца старую технику, фирмы вообще никак не оформляют сделку с владельцем, передавая из рук в руки наличные.<BR>По мнению Андрея Хавкина, существует еще одна причина, которая тормозит развитие вторичного рынка: возможность гарантийного обслуживания новых компьютеров - 1,5 года, в то время как гарантия, которую дают продавцы подержанного "железа", - всего 2 месяца.<BR>Директор по маркетингу холдинга "Ланк" Владимир Бронников считает: "Для того чтобы успешно делать бизнес на рынке подержанной оргтехники и компьютеров, фирмам необходимо пересмотреть свои позиции, разработать новые "правила игры", методы работы, особую маркетинговую политику".<BR>Вести торговлю подержанной офисной техникой по установленным правилам комиссионной торговли затруднительно, ввиду особой специфики этого рынка. Принимая на комиссию подержанный компьютер, комиссионеру выгодно продать его по частям или модернизировать, тогда как по договору комиссии он отвечает перед владельцем за целостность и сохранность техники вплоть до ее продажи. <BR>Однако, по мнению Владимира Бронникова, это не умаляет привлекательности вторичного рынка и его пионерам будет не так уж сложно выработать оптимальную форму договора.<BR>"Не секрет, что кризис сильно ослабил позиции дистрибьюторского бизнеса. Поэтому некоторые дистрибьюторы западных компаний-производителей присматриваются к рынку подержанной оргтехники и компьютеров. Что касается холдинга "Ланк", мы тоже анализируем этот рынок и подумываем о создании такого подразделения", - признается Владимир Бронников.<BR>Впрочем, некоторые специалисты к идее развития вторичного рынка относятся скептически. Коммерческий директор компании "Авекс" Борис Джиджоев, например, вообще сомневается, что рынок подержанной техники перспективен: "Вовсе незачем начинать торговать "старьем", если уже сейчас производители предлагают недорогие новые компьютеры, рыночная цена которых не превышает $200. Да и покупать "сэконд-хэнд" будут плохо: пользователи уже привыкли к хорошей технике". <BR>"Надо продвигать на российский рынок новый "народный" компьютер, а не заниматься скупкой-перепродажей того, что безнадежно устарело", - считает он.(А.Н.)