00:0030 сентября 199800:00
23просмотров
00:0030 сентября 1998
Сегодня встречаются бизнесмены, которые согласны работать только с тем экспертом, который одет от Boss, носит золотую ручку Parker и разъезжает на престижной иномарке. У нас есть такие клиенты и есть такие специалисты", - отмечает управляющий компанией "И
<BR>Сегодня встречаются бизнесмены, которые согласны работать только с тем экспертом, который одет от Boss, носит золотую ручку Parker и разъезжает на престижной иномарке. У нас есть такие клиенты и есть такие специалисты", - отмечает управляющий компанией "Институт проблем предпринимательства" Елена Бычкова.<BR>Однако для консультанта недостаточно иметь приличный костюм. Умные мозги хорошо одетых специалистов требуют респектабельной фирменной упаковки.<BR><BR>Офис на Невском...<BR>Офис - лицо фирмы, и оно не должно быть пугающим. "Затраты на то, чтобы привести в респектабельный вид один кабинет, могут составлять до $8000. Однако можно уложиться и в считанные тысячи рублей. Особенно если помещение арендовано, а при оплате услуг подрядчиков частично использовался бартер", - говорит руководитель одной из петербургских юридических фирм, пожелавший остаться неназванным.<BR>Большая часть специалистов по ведению бизнеса согласна с директором правовой фирмы "Оферта" Анатолием Оляничем: офис в центре - неотъемлемая часть имиджа солидного консультанта. Поэтому фирмы, несмотря на огромную арендную плату, прикладывают титанические усилия, чтобы удержаться на центральных магистралях.<BR><BR>Секретарши румяные...<BR>На содержание администрации (в обычных фирмах это те, кто руководит фирмой, а также секретариат, бухгалтерия, маркетинговая служба и т.п.) современные консультанты готовы тратить до одной пятой доходов компании. Генеральный директор корпорации Stanley Property Corporation Филипп Капчиц утверждает: "Если плох секретарь, к тебе ни один клиент не придет". <BR>Анатолий Олянич считает, что интеллект юристов нужно ограждать от рутины: "Юрист - это мозг. Его дело - творить в судах и арбитражах. Административные функции должны выполнять секретари-референты, отделы маркетинга и руководители компании".<BR>Чем крупнее компания, тем выше в ней удельный вес инфраструктуры. Он может достигать 60% против 40% экспертного состава. <BR>В то же время в петербургском филиале "KPMГ, Россия", специализирующемся на обслуживании иностранных клиентов, не видят необходимости в большом количестве административных работников. <BR>Директор филиала компании KPMG в Петербурге Эллвуд Линдси Джордж: "В нашем филиале только 20% персонала составляют административные работники, остальные - специалисты-эксперты. Однако мы тоже тратим на содержание администрации до 2о% доходов нашей компании".<BR><BR>Оргтехника суперновая...<BR>Все успешно работающие консалтинговые фирмы стараются обеспечить своих специалистов современной техникой. Компьютеризация офиса обходится в тысячи долларов. Большинство компаний придерживается соотношения: не менее одного компьютера на трех сотрудников. Западные компании-консультанты предпочитают обеспечить компьютером каждого специалиста.<BR>Технику обязательно меняют или докупают, стараясь не отстать от технического прогресса. <BR>Большинство консультантов являются пользователями таких информационно-правовых систем, как "Консультант Плюс" и "Гарант". В некоторых западных фирмах, работающих на местном рынке, применяется комплект программ австралийской фирмы CEBS. <BR>Он включает специальную программу учета рабочего времени и модуль, позволяющий оптимально отслеживать движение денежных средств по тому или иному проекту.<BR><BR>Реклама глянцевая...<BR>"Лучшая реклама - это клиенты, довольные работой наших специалистов", - считает Эллвуд Линдси Джордж. Однако имя компании тоже надо продвигать. <BR>Эксперты предпочитают рекламировать себя, сотрудничая со СМИ, как бесплатные консультанты или безвозмездно обслуживая музеи, театры, картинные галереи. Поэтому их затраты на прямую рекламу в прессе редко превышают 2% от всех расходов. <BR>В силу понятной необходимости компании, специализирующиеся на рынке недвижимости, тратят на рекламу больше. Филипп Капчиц признается: "Наша фирма бесплатно консультирует Русский музей. Однако нам нельзя обойтись без прямых объявлений в прессе, поэтому приходится тратить на рекламу 15-20% наших доходов".<BR><BR>Головы светлые... <BR>Главный ресурс, которым владеет консалтинговая фирма, - знания. Поэтому около 50% всех затрат фирмы составляют оплата труда и обучение специалистов. Причем учебу специалистов оплачивают только крупные компании. <BR>Чем шире знания эксперта, тем он дороже. Хороший специалист в области российского права стоит от $1500 в месяц. А эксперт в области и российского, и международного права, да еще "с языком", стоит, конечно, больше. <BR>Поэтому KPMG, например, приходится тратить на оплату труда и повышение квалификации специалистов до 75% всех получаемых компанией доходов.<BR><BR>Устрицы вкусные...<BR>А вот на чем российский консалтинг может спокойно экономить, так это на представительских расходах. Даже Эллвуд Линдси Джордж, компания которого имеет дело с иностранцами, признает: "Такая статья расходов, конечно, есть. Но мы организовываем деловые завтраки и обеды только в том случае, если заказ носит очень серьезный характер или клиент ограничен во времени. На моей родине - в Австралии, например, фирмы тратят на это, конечно, больше". <BR>Однако неприятие западной модели ведения застольных переговоров вовсе не означает, что такой вариант в принципе невозможен. <BR>По словам Елены Бычковой, многие эксперты находятся со своими клиентами в дружеских отношениях. Вот только водить друг друга в ресторан в данном случае им приходится на свои.(А.Н.)