00:0028 сентября 199800:00
36просмотров
00:0028 сентября 1998
Как управлять бизнесом в условиях неопределенности? Эту проблему 18 сентября обсуждали менеджеры ведущих западных и петербургских компаний - выпускники курса MBA Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП).
<BR>Как управлять бизнесом в условиях неопределенности? Эту проблему 18 сентября обсуждали менеджеры ведущих западных и петербургских компаний - выпускники курса MBA Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП). <BR><BR>Присутствующие на семинаре сошлись в одном: нынешний кризис стал хорошей проверкой для менеджеров, поскольку позволил выявить достоинства и недостатки системы управления. Выступающие давали краткую характеристику своей компании и рассказывали, каким образом изменилась тактика работы фирмы в кризисных условиях. Другой, не менее важный вопрос, обсуждавшийся на семинаре, - каких знаний и умений не хватает высшему руководству для адаптации к изменившимся условиям бизнеса. <BR><BR><B>Аналогов нет</B><BR>Крупные западные компании отмечают резкое сокращение объемов продаж за последний месяц. Причины: снизилась покупательная способность населения, кризис банковской системы привел к разрушению схем расчетов с клиентами-оптовиками. Поэтому компаниям пришлось срочно искать новые системы сбыта, например переводить персонал на прямые продажи.<BR>С другой стороны, встряска сыграла и позитивную роль, поскольку специалисты по финансам вынуждены были найти перспективные схемы расчетов с клиентами даже в условиях дефицита поступлений.<BR>Андрей Синицкий, региональный менеджер компании Ethicon Johnson&Johnson, отметил: "Главное - руководство ничего не скрывает от работников, цель - сохранить кадры, поэтому всем выплачивают зарплату и в отпуск не отправляют. Подобную ситуацию компания уже пережила в Польше несколько лет назад. Сейчас одним из первых действий стало изменение формы контракта с оптовыми покупателями. Многие медицинские товары нашей фирмы не имеют аналогов в России, поэтому продолжаем работать с медучреждениями, напрямую с каждой больницей".<BR><BR><B>Пепси вместо баксов</B><BR>Игорь Бевз, дивизионный менеджер ЗАО "Р.Дж.Р. по маркетингу и продажам", сказал, что компания внимательно следит за потребностью в ее продукции и старается поддерживать весь ассортимент марок сигарет в торговле. "Розничные цены устанавливаются рынком и торговыми точками, но мы делаем все возможное, чтобы свести к минимуму повышение цен. Компания "Р.Дж.Рейнолдс" достаточно много инвестировала в российское производство - приверженность к российскому рынку неизменна. Инвестиционные решения предусматривают возможность резких изменений в экономической ситуации, как положительных, так и отрицательных. Кризис показал, что руководство должно обладать способностью быстро сориентироваться в обстановке, чтобы успешно действовать в неблагоприятных условиях".<BR>Региональный менеджер по продажам Pepsi-Cola General Bottlers Сергей Блинчиков заметил: "В определенные дни оптовые торговцы вкладывали рубли не в доллары, а в "Пепси-Колу", так как курс был выгоднее. Кризис почти не повлиял на стратегию компании, так как серьезная реорганизация еще весной была запланирована на осень, а во время кризиса даже легче ее провести. Незначительные сокращения персонала связаны именно с реорганизацией, на производстве людям дали отпуска, которые не использовались ранее. Для руководства главное - не паниковать, а настроить сотрудников на позитивное восприятие действий компании".<BR><BR><B>Своя игра</B><BR>Российские компании-производители оказались в несколько более выигрышном положении по сравнению со своими западными коллегами, хотя неблагоприятная финансовая ситуация отразилась и на их бизнесе. Генеральный директор ООО "Аверс" (производство и продажа скобяных изделий) Олег Оськин отметил, что компания за счет расширения ассортимента продукции планирует захватить те ниши рынка, которые раньше принадлежали конкурентам-импортерам. "Объемы производства не уменьшаем, никаких сокращений персонала не планируется. Цены на наши товары выросли незначительно, хотя для переориентации покупателей требуется время". <BR>Директор по развитию бизнеса совместного российско-финляндского АОЗТ "Нева-Кабель" Виктор Глушкин считает, что кризис дал возможность компании перестроить систему управления. "Мы хотим создать матричную структуру управления фирмой, сейчас ситуация для этого благоприятная. Хотя возникли и некоторые проблемы: не все сотрудники готовы работать по-новому, в команде".<BR>По мнению генерального директора концерна "Динас" Александра Глущени, самое болезненное для рынка - состояние неопределенности. "Недвижимость всегда оценивалась в твердой валюте, но неясности с движением курса доллара парализуют рынок. Состояние неопределенности заставляет иностранных покупателей недвижимости выжидать". По мнению Александра Глущени, для успешной работы в условиях неопределенности и кризиса требуются: информация, анализ существующего положения и разработка сценариев поведения при различных прогнозах развития ситуации.