Троицкий мост приблизил Россию к Франции

Строительство Троицкого моста, открытого в мае 1898 года, - история удачного бизнеса иностранной фирмы и безуспешного лоббирования интересов отечественных строителей. Дума, в распоряжении которой оказалось около 5 млн рублей, испытала давление с разных ст

<BR><BR>Строительство Троицкого моста, открытого в мае 1898 года, - история удачного бизнеса иностранной фирмы и безуспешного лоббирования интересов отечественных строителей. Дума, в распоряжении которой оказалось около 5 млн рублей, испытала давление с разных сторон. <BR>Открытый для движения в честь 200-летия города постоянный металлический 582-метровый Троицкий мост через Неву связал Петербургскую (Петроградскую) сторону с центром города. До постройки Троицкого их соединял деревянный, наведенный на понтонах мост, по которому нельзя было проложить ни коночные, ни трамвайные пути.<BR>Строительство постоянного Троицкого моста было насущной необходимостью. <BR><BR><B>Вне конкурса</B><BR>Еще в октябре 1891 года Городская дума постановила: "...построить через реку Большую Неву новый постоянный мост из камня и железа".<BR>Из 18 проектов, предложенных разными авторами, городские власти выбрали внеконкурсный проект французской фирмы "Батиньоль". Эксперты пришли к мнению, что "...проект общества "Батиньоль" представляет арочный мост оригинального типа; проект его дает наибольшие пролеты из всех рассматриваемых проектов, а следовательно, дает наименьшее стеснение судоходства. Оригинальность и красота моста вполне соответствуют цели постройки и месту, на котором решено поставить мост". Отмечалось, что "этот проект представлен вне конкурса, а потому ему не присуждается заслуженная первая премия". По правилам, после выплаты значительных денежных вознаграждений проекты становились уже собственностью Думы, французский же проект по-прежнему принадлежал фирме.<BR><BR><B>Не продается</B><BR>Петербургская Городская дума хотела купить проект моста фирмы "Батиньоль". Но французская строительная компания, сознавая совершенство и относительную дешевизну своего проекта, не хотела продавать его и отказываться от почетной и выгодной работы в столице России. Представитель фирмы заявил: "Батиньоль" - это строительное общество, единственная задача которого - производство работ в качестве предпринимателя. "Батиньоль" - не техническое или инженерное бюро для изготовления и продажи проектов. Только в надежде получить подряд на постройку моста через Неву общество предложило свой проект Петербургу и отказалось конкурировать за назначенные городом премии, сохраняя за собой право на свой проект".<BR>Часть гласных (депутатов) Городской думы, по разным соображениям не желавшая отдавать выгодный подряд иностранцам, была крайне обеспокоена успехом проекта фирмы "Батиньоль". Выступая против него от достаточно большой группы гласных, один из членов городского самоуправления - А.П. Веретенников, апеллируя к национальной гордости, вопрошающе восклицал: "Неужели мы допустим, чтобы такой исторический памятник был сооружен иностранцем по иностранному проекту?!. Господа гласные, разбудите свою жилку патриотизма и поручите комиссии, чтобы она выработала самостоятельный проект русскими силами!" Но большая часть Думы имела свое мнение: "...проект фирмы "Батиньоль" имеет такие технические совершенства, которые выделяют его из всех заурядных проектов; он наиболее экономичен, поэтому отказаться от него неразумно". "Петербургская дума, отдавши строить мост иностранцам, причиняет себе вред, перед всею Россиею великий конфуз и вред, и русскому национальному чувству нанесен великий удар", - негодовала "Петербургская газета".<BR><BR><B>Общественность негодует</B><BR>Знаменитый мостостроитель, автор первого арочного постоянного Николаевского (Лейтенанта Шмидта) моста через Неву 87-летний Станислав Валерианович Кербедз заявил: "Для всех русских техников, несомненно, до крайности обидно, что в русской столице, где имеются уже два постоянных металлических моста (Николаевский и Литейный) через Неву, построенные русскими инженерами, составляющих украшение столицы, постройка третьего моста будет производиться иностранными инженерами, как будто русские инженеры теперь, с учетом развития техники, не способны построить третий мост". Здесь можно заподозрить обиду заслуженного мостостроителя, чей проект нового Троицкого моста не был принят.<BR><BR><B>Победа</B><BR>В 1896 году стало ясно, что фирма "Батиньоль" в этом деле не имеет соперников. Наконец, 17 (5 по ст.ст.) июня 1897 года государь Николай II одобрил проект постройки нового Троицкого моста, представленный фирмой "Батиньоль", а 11 октября (29 сентября по ст.ст.) того же года Городская дума подписала контракт с обществом "Батиньоль" на строительство этого моста, который, получив снова одобрение императора, вступил в силу.<BR>За 1,5 месяца до подписания контракта, по желанию императора, 24 (12 по ст.ст.) августа 1897 года состоялась закладка нового Троицкого моста. Она торжественно проходила в присутствии Николая II, французского президента Феликса Фора, высших административных лиц, послов многих государств, представителей дворянства, земства и гласных петербургской Городской думы. Это действие являлось еще и политическим актом, символизировавшим тесную связь России с Францией.