Дедушка алжирского подводного флота готовится к "Катти Сарк"

Капитан I ранга Сергей Апрелев на яхте "Океан" выполняет по совместительству обязанности штурмана, старпома, доктора и механика.

<BR><BR>Капитан I ранга Сергей Апрелев на яхте "Океан" выполняет по совместительству обязанности штурмана, старпома, доктора и механика.<BR>В этом году яхта "Океан" готовится к своему четвертому участию в регате "Катти Сарк". Участие петербургских яхтсменов - условие утверждения Петербурга как порта захода регаты в 2003 году. <BR><BR><B>Мальчик - со мной</B><BR>Постоянный экипаж "Океана" - три человека. По правилам "Катти Сарк", на этапах парусной гонки средний возраст участника не должен превышать 25 лет. Ни капитан, имеющий 40-летний стаж плавания, ни его помощник в разряд 25-летних не попадают. Три года за юношу успешно выдавали боцмана. "В этом году попытаемся загримировать его в очередной раз, но мальчик растет", - говорит Сергей Апрелев. А пока возраст "мальчика", на суше - заместителя начальника кафедры международного морского права ВМА им. Кузнецова, стремительно приближается к 40. Возрастной пробел на "Океане" компенсируют, привлекая юных пассажиров. Причем многим состоятельным джентльменам это приходится по душе. "На последней регате, - рассказывает Сергей Апрелев, - на нас вышли два руководителя фирм, занимающихся поставками продовольствия". Люди заплатили приличную сумму - $35 в сутки - за честь быть измазанным машинным маслом и вставать по авралам. Пассажиры на "Океане" живут на правах матросов. Известна морская присказка, что яхтенный спорт - возможность за большие деньги постоянно находиться в тесноте и сырости и делать вид, что получаешь от этого огромное удовольствие.<BR><BR>Подлодка в степях...<BR>Себя Сергей Апрелев называет "дедушкой алжирского подводного флота". В начале 80-х он служил командиром подводной лодки и был направлен в Алжир для обучения местного плавсостава. "Их подводники на голову выше, чем в других арабских странах, - рассказывает "дедушка", - причем алжирцы считают себя прямыми наследниками турков. Вы, говорят, в турецких войнах наш флот уничтожили, теперь и восстанавливайте". Восстанавливали османский имперский подводный флот четыре лодки.<BR>В Алжире военный советник пристрастился к кофе по-бедуински. В свою очередь, исламские выпускники, прошедшие школу советских военных учреждений, научились потреблять горячительные напитки. <BR><BR><B>Как при социализме</B><BR>Корреспондент "ДП" не мог упустить случая и не расспросить о роли алкоголя в жизни настоящего моряка. Разговор на эту тему начался с некоторого недопонимания теории и практики плавания.<BR>Я: Сколько с собой в плавание берете водки?<BR>Сергей: По таможенным правилам - 1,5 литра на человека...<BR>В дальнейшем Сергей признался, что для нормального течения всего похода эта норма должна быть превышена как минимум в 3 раза. Причем специфика страны вносит коррективы. Например, в скандинавских водах требуется весьма значительное увеличение запасов. При походе в Норвегию норма была превышена в 12 раз. При этом большая и лучшая часть взятого на борт идет не экипажу. В море на водку обменивается почти все.<BR>"У нас кончилось топливо, - вспоминает Сергей, - недалеко от причала стоит круглосуточная заправка. На ней вполне родная табличка: "Ушла на базу, буду через 15 минут". Когда очередные 15 минут истекли, экипаж "Океана" предложил продать некоторое количество соляра капитану близстоящего буксира.<BR>- Это невозможно, - ответил капитан буксира и логично обосновал свой отказ дырявыми шлангами, опасностью сближения двух судов, в конце концов тем, что солярка казенная.<BR>- А за водку?<BR>Для настоящих морских волков преград нет. Тем более если эти преграды - всего лишь дырявые шланги и казенный соляр. Сделка состоялась: 200 литров первоклассного красного соляра, несмотря на все технические сложности, были отданы за три бутылки водки. Кстати, красный цвет топлива не случаен. Таким образом шведские власти безуспешно пытаются бороться с воровством. В случае контрольного замера солярки "Океан" рисковал весьма крупным штрафом.<BR>Сергей Апрелев вспоминает еще один случай, когда яхта, терпя аварию, зашла без разрешительных в Таллинский порт. Отремонтировать судно там отказались. И только один старый механик сделал это.<BR>- Сколько с нас?<BR>- Как повелось при социализме - бутылка, - последовал ответ. <BR><BR>P.S.<BR>В процессе дальнейшего обмена опытом между редакцией "ДП" и экипажем яхты "Океан" выяснилось, что любимый коктейль носит сугубо профессиональное название, и, к сожалению, людям, не связанным с ВМФ, смысл этого названия понятен мало. Его название - "Срочное погружение". По словам автора рецепта, напиток залпом выпивают даже гимназистки. Итак: сок грейпфрута, водка, лед. И не забудьте 30 грамм "Бенедиктина".