Метрополитен музей борется за посетителей

Руководитель отдела общественных связей и Public Relations Метрополитен музея Нью-Йорка Элиз Топалин (Elyse Topalian) информирует о каждой, даже небольшой, выставке, проходящей в стенах музея, более 4000 респондентов со всего света.

<BR><BR>Руководитель отдела общественных связей и Public Relations Метрополитен музея Нью-Йорка Элиз Топалин (Elyse Topalian) информирует о каждой, даже небольшой, выставке, проходящей в стенах музея, более 4000 респондентов со всего света.<BR>Две недели Элиз Топалин провела в Петербурге - изучала работу коллег из пресс-службы Эрмитажа. Приезд Элиз финансировался из частного американского фонда, который поддерживает программу обмена между Эрмитажем и Мет, как ласково называют Метрополитен музей не только его сотрудники, но и большинство что-либо слышавших о крупнейшем американском собрании произведений классического искусства. Мет входит в пятерку ведущих музеев мира. В его коллекции - около 2 млн единиц хранения. (Для сравнения: в Эрмитаже - около 3 млн.)<BR>Главная цель приезда Элиз Топалин - подготовка официального визита директора Эрмитажа Михаила Пиотровского в Мет. Этой акции придается большое значение, и она тщательно готовится, но оставалось время и на знакомство с художественной жизнью Петербурга. Благо было из чего выбирать. Эту нелегкую задачу выбора Элиз решала вместе с мужем - корреспондентом газеты The Art Newspaper.<BR><BR>Журналисты и PR<BR>Элиз работает в Мет уже 12 лет, в службе PR - 7 лет. До Мет работала журналисткой, писала статьи и книги о тинэйджерах. К каждой выставке готовится пресс-релиз, который рассылается всем аккредитованным изданиям. За 2 дня до официального открытия обязательно проводятся превью - специальные показы для журналистов. На них приходят кураторы, рассказывающие об экспонатах. 2 раза в год президент Мет устраивает официальные встречи с прессой, делится планами, отчитывается о деятельности, отвечает на любые вопросы.<BR>В Мет собирают всю информацию, в которой упоминается музей. Специальная фирма собирает все статьи по всему миру и еженедельно присылает их. Это дорого, но необходимо для работы. (Эрмитажу тоже предлагали подобную услугу, но пока это оказалось не по карману.)<BR>Руководство Мет внимательно отсматривает большинство публикаций. Иногда изъявляет недовольство, тогда Элиз старается прояснить и даже сблизить позиции журналиста и руководства. Иногда ей это удается. Даже в петербургскую гостиницу она получила факс о том, что в одном обзоре главных международных выставок Мет даже не упомянут. Пришлось разбираться и объяснять начальству, что газета новая, а журналист неопытен.<BR><BR><B>Борьба за посещаемость</B><BR>Нью-Йорк заинтересован в доступности музея. За 1997 год Мет посетили 5,5 млн человек. Сотрудники музея очень гордятся этой внушительной цифрой. (Для сравнения: Эрмитаж в 1997 году посетили 1,65 млн человек, на 100 тысяч меньше, чем в 1996, но число иностранных посетителей выросло на 300.000.). <BR>Нью-Йорк признан во всем мире как Мекка современного искусства. Акции в галереях Сохо, на проведение которых тратятся огромные средства, привлекают большое число зрителей и много денег. Сотрудники Мет озабочены привлечением посетителей. При единой входной плате - $8, существует достаточно гибкая система скидок. Каждый пришедший на порог музея может заплатить и меньше, если для него это непосильная сумма. Пенсионеры и дети до 12 лет в музей проходят бесплатно. (Для сравнения: в Эрмитаже также есть скидки для пенсионеров и школьников, но иностранцы, например, платят за входной билет дороже, чем российские налогоплательщики.)<BR><BR><B>Деньги и подарки</B><BR>В финансовом отчете Мет, изданном значительно скромнее, чем эрмитажный за 1996 год, названы основные суммы, расходуя которые музей существует - с американской точки зрения скромно, с российской - шикарно. Годовые доходы - $117,8 млн, расходы - $115,7 млн, активы - $1,38 млрд.<BR>Приобретено произведений искусства на сумму $19,1 млн, из них даров - на $12,8. Список даров и дарителей, в который включены произведения со всех концов света, занимает несколько страниц отчета. Причем только европейской живописи подарено 17 полотен (куплена одна картина), среди которых - холсты Камиля Писсарро, Винсента Ван Гога, Поля Сезанна, Джованни Баттиста Тьеполо.