00:0010 ноября 199700:00
24просмотров
00:0010 ноября 1997
Некоторое время назад в кругах теоретиков торговли недвижимостью бытовало мнение, что постепенно риэлтерские фирмы будут укрупняться, чтобы охватить как можно больший объем секторов рынка недвижимости. Предполагалось, что затем фирмы начнут дробиться на м
<BR><BR>Некоторое время назад в кругах теоретиков торговли недвижимостью бытовало мнение, что постепенно риэлтерские фирмы будут укрупняться, чтобы охватить как можно больший объем секторов рынка недвижимости. Предполагалось, что затем фирмы начнут дробиться на мелкие, часть которых неизбежно вытеснят с рынка. Крупные фирмы создают сегодня сеть филиалов в различных районах города, охватывая все новые сектора рынка недвижимости. Рядом с ними живут и здравствуют фирмы, сделавшие себе имя на одном виде риэлтерского бизнеса - сделках с земельными участками или продаже квартир в строящихся домах, на работе с коммерческой недвижимостью или оказании юридических услуг. Некоторые фирмы, создавшие себе имя на вторичном рынке, обратились к первичному рынку или даже к инвестиционной деятельности. Поможет ли это выжить риэлтеру в современных условиях? Единого мнения по этому поводу нет.<BR><BR><B>Чтобы выжить, риэлтер должен стремиться удовлетворить интересы клиентов</B><BR>Александр Жуков, исполнительный директор агентства "Дом Плюс"<BR><BR>На мой взгляд, профессионализм в риэлтерском бизнесе со-стоит в том, чтобы охватить как можно больший объем на-правлений, касающихся основной деятельности. Чем больше, тем лучше; естественно, до разумных пределов. Наверное, не стоит при агентстве недвижимости создавать туристическую фирму или торговать автомобилями.<BR>Однако я - наемный сотрудник, а принимать решение о развитии других видов деятельности - компетенция учредителей. Может быть, в определенный момент они заинтересованы в перемещении капитала из одной сферы деятельности в другую. Главное, на мой взгляд, чтобы бизнес приносил прибыль.<BR>"Дом Плюс" развивает все виды деятельности на рынке недвижимости, но кроме этого работает на рынке ценных бумаг, занимается издательской деятельностью, торговлей строительными и отделочными материалами. Необходимо подчеркнуть: под другими торговыми марками. На Западе многие крупные фирмы так работают. Может быть, их учредителям так нравится. Может быть, им интересно попробовать себя в других видах бизнеса.<BR>Сегодня многие фирмы, прежде работавшие только на вторичном рынке, ищут новые точки приложения сил - работа на первичном рынке, участие в инвестиционных проектах. Мы принципиально никогда не выступаем в роли инвесторов на объектах долевого строительства. Но если какая-нибудь фирма чувствует в себе силы участвовать в хорошем самоокупаемом проекте в качестве инвестора - ради Бога. Окупится проект - средства можно вкладывать в дальнейшее развитие фирмы, основного бизнеса.<BR>Первичный рынок - отдельный рынок. Если фирма, ранее работавшая только на вторичном рынке, приходит на первичный, значит, она развивается.<BR>На первичном рынке мы нашли свою нишу. "Дом Плюс" выступает генеральным агентом по продаже объектов долевого строительства. Это предполагает в основном работу с частными инвесторами. Сотрудничество с застройщиком начинается с выбора места застройки или с корректировки готового проекта, если место определено им заранее.<BR><BR><B>Рынок недвижимости более благосклонен к узкой специализации</B><BR>Александр Куракин, начальник отдела коммерческой недвижимости центра недвижимости "Шанс"<BR><BR>Рынок недвижимости условно можно поделить на пять секторов: первичный рынок жилья, вторичный рынок жилья, пер-вичный и вторичный рынки коммерческой недвижимости и земля. Это деление очень условно, потому что, например, самостоятельный земельный рынок еще не сложился, первичного рынка коммерческих объектов вообще нет. Основная база для первичного коммерческого рынка - производственные объекты, а их сейчас не строят. Работают рынок жилья и вторичный рынок коммерческой недвижимости.<BR>Хороший специалист-риэлтер может продать какой угодно объект. Но будет ли доволен клиент через год-два? Обратится ли он в риэлтерскую фирму повторно? Необходимо учесть все желания клиента и объяснить ему, приобретение какой недвижимости будет наиболее оптимальным вариантом.<BR>Если говорить о вторичной коммерческой недвижимости - это один из самых сложных секторов рынка, где невозможно спрогнозировать спрос, где для риэлтера повышен риск операций, где каждый объект уникален, где до заключения сделки проходят месяцы. Поэтому с коммерческой недвижимостью могут работать только очень хорошие специалисты. В то же время ни один специалист по коммерческой недвижимости не возьмется за проведение сделки по жилому объекту.<BR>Многие фирмы сегодня стремятся работать во всех секторах рынка недвижимости. "Шанс" тоже пока не отстает от других. Но я уверен, что это - временное явление. Развитие риэлтерского рынка постепенно расставит всех по местам.<BR>Я думаю, что специализация фирм должна быть не просто узкой, а очень узкой. Например, должны возникнуть фирмы, специализирующиеся только на аренде жилья или только на продаже коммерческой недвижимости. Уже сегодня в Петербурге действуют фирмы - признанные лидеры в той или иной сфере рынка недвижимости.