00:0019 сентября 199700:00
37просмотров
00:0019 сентября 1997
Шведские издатели приносят на российскую почву
<BR><B>Шведские издатели приносят на российскую почву </B><BR>-? вR"мтR э?-м?і, -R і тR-ж?фжіо.<BR><BR>Традиционно киты международного издательского дела концентрируются в Москве. На долю столицы приходится и основной поток инвестиций, и появление нового типа газет и журналов. Петербург прикоснулся к западным деньгам и к издательским технологиям во многом благодаря шведам. <BR>Идея о том, что издание можно дотировать, идеологически чужда шведским бизнесменам. Издание успешно, если оно приносит прибыль. И если оно приносит прибыль, то удачный опыт стоит повторить. <BR><BR><B>Справочник по жизни</B><BR>Область деятельности шведского концерна Telia с оборотом в SEK44,1 млрд - телефония, спутниковая связь, кабельное телевидение. C 1994 года концерн работает в Петербурге. В петербургское предприятие, которое специализируется на выпуске справочников, шведы инвестировали оборудование, программное обеспечение и ноу-хау. <BR>Об окупаемости, по мнению президента "Телемедиа СПб" Александра Мельникова, можно будет говорить тогда, когда компания станет выпускать все виды справочной продукции. <BR>Своим ноу-хау "Телемедиа СПб" считает особую структуру справочника. "Мне говорят: раньше было лучше. Раньше были министерства. Все по номерам, как в тюрьме. Когда шведы увидели это, они дико смеялись. Детский сад №1, 2, 3... А у них там все ромашки-лютики", - рассуждает Александр Мельников.<BR>По его словам, справочник "делается ногами": размещению информации о фирме предшествует пять контактов с ней (первый - обязательно личный и обязательно с директором). <BR>Тираж петербургского "Абонента" к 1996 году достиг 60.000, кроме него выпускаются "Абонент-Нижний Новгород", "Абонент-Ленобласть", и "Абонент-Навигатор" (справочник по России). "Если у нас хватит ума и денег, "Навигатор" будет окупаемым", - говорит Александр Мельников. <BR>85% своих изданий "Телемедиа СПб" распространяет бесплатно (так потребителей приучают к справочникам), а основной статьей дохода является реклама. По данным компании "Телемедиа СПб", в Петербурге реклама в справочниках составляет не более 8% общего объема (в западных странах этот показатель почти вдвое больше). <BR>Сокращенный бизнес-вариант "Абонента-97" вышел на CD и распространялся на Ганноверской промышленной ярамарке. В 1997 году в справочнике появились страницы с информацией о товарах и услугах, о работе жилищно-коммунальных служб по районам. <BR>"Мы хотели бы печататься здесь. Но в Петербурге взялись печатать только на плотной бумаге, в Твери пообещали справиться через год. Кому нужен прошлогодний справочник?" - сетует Александр Мельников.<BR>Качественная печать и хорошая бумага - то, чем издатели не жертвуют ни при каких обстоятельствах. Поэтому петербургские издания шведского происхождения печатаются за границей - как правило в Скандинавских странах. <BR><BR><B>Не пропусти свою станцию</B><BR>Два с половиной года назад в стокгольмском метрополитене стала распространяться бесплатная газета "Метро". Сейчас она выходит 6 раз в неделю и по объему информации конкурирует с вечерними газетами. По данным проведенного в Стокгольме исследования, в "Метро" сосредоточено 30% городской рекламы.<BR>Несколько шведских фирм и физических лиц, к стокгольмской газете "Метро" отношения не имеющих, решили перенести на российскую почву успешный опыт. "Если бы мы не начали издавать такую газету, это сделал бы кто-нибудь другой", - уверяет один из учредителей "Метро" Виктор Натансон. По аналогии со шведским изданием, для начала решили использовать готовый информационный поток, в данном случае - агентство "Северо-Запад". Учредителям газеты удалось заинтересовать своим проектом руководство метрополитена. Это не только облегчило распространение, но и дало имиджевый эффект: красные стеллажи в вестибюлях метрополитена выглядят респектабельно - и газеты разбираются быстро. <BR>Распространение начинается в 7.30 и продолжается до полудня. По данным фирмы "Гортис", 77% читателей "Метро" составляет трудоспособное население, и только 9% - пенсионеры. Учредители говорят, что результаты превзошли их ожидания.<BR>Сейчас газета выходит раз в неделю тиражом 200 тыс. экземпляров. Издатели оптимистичны: с осени планируется выпускать "Метро" 2 раза в неделю, а к зиме - выйти на самоокупаемость. Сумму инвестиций не называют. По оценкам экспертов, подобный проект может стоить до $200.000. Издатели полагают, что дальнейшее увеличение тиража газеты "Метро" никак не отразится на "желтой" прессе и деловых изданиях, но остальным придется потесниться. <BR><BR><B>На розовой бумаге</B><BR>Читателю не платят за то, что он читает длинные статьи. Стремление к краткости - одна из явных тенденций изданий "новой волны". <BR>"В русском языке, в отличие от шведского, очень мало слов из четырех букв. Но для оформления первой полосы мы выбираем короткие экспрессивные слова", - рассказывает главный редактор газеты "Деловой Петербург" Олег Третьяков. Петербургская газета создана по модели Dagens Industri, успешно выходящей в шведской столице около 20 лет.<BR>"Концепция "Делового Петербурга" заключается в определенном принципе верстки, в формировании заголовков, в том, что газета печатается на розовой бумаге (это традиционно для деловых изданий). Все остальное может меняться", - считает Олег Третьяков. <BR>Планируется, что в 1998 году "ДП" будет выходить 5 раз в неделю. <BR>"Наши читатели - это активные люди (не только бизнесмены), которые хотят реализовать все свои возможности. Для них газета - инструмент", - резюмирует Олег Третьяков. <BR>"Деловой Петербург" дважды писал о сотрудничестве шведских компаний со школой №31 для глухих детей ("ДП" №56/96 и №28/97). Когда одному из шведских бизнесменов понадобилось продлить визу в России, заместитель директора школы Евгений Дружинкин к ходатайству школы приложил эти публикации и пришел в МИД. Просьба была удовлетворена. <BR>Шведский издательский дом Bonnier уже окружил Балтику кольцом своих газет. Инвестиции в России составили $500.000, в 1994 году "ДП" уже окупался, а к 1996 году прибыльность составляла 11,8%. Вся прибыль инвестируется в развитие предприятия. Через год Bonnier планирует начать выпуск деловой газеты в Москве. (Д.В.)<BR>