Пакеты и пленка вытесняют оберточную бумагу

Торговля и производители потребительских товаров все больше внимания уделяют упаковке.

<BR>Торговля и производители потребительских товаров все больше внимания уделяют упаковке. <BR>Помимо традиционных бумаги и картона для этих целей все чаще используются полимерные материалы. Тем более что полиэтилен и пластик способствуют разработке новых вариантов оформления и хранения продуктов питания.<BR>Например, надавно появившаяся стретч-пленка (очень тонкая мягкая пленка, в которой удобно хранить скоропортящиеся продукты) используется вместо бумаги, а пластиковые бутылки и банки существенно потеснили стеклянную посуду. В то же время маркетологи отмечают, что около 15% петербуржцев больше интересуются ценой товара, а не его упаковкой. Они предпочитают покупать молоко, масло, сметану и т.п. в свою тару.<BR><BR><B>Рынок</B><BR>На Северо-Западе России крупные предприятия, давно производящие полимерные упаковочные материалы, уступили часть рынка молодым, динамичным фирмам и импорту. Например, Лесогорский комбинат (производитель полиэтиленовых пакетов) загружен лишь на треть, хотя спрос на такую продукцию растет постоянно. <BR>О привлекательности Петербурга для инвестиций в производство упаковки говорит и то, что здесь собирается открыть свой завод финляндская компания Amerplast, выпускающая упаковку и пакеты из полимерных материалов.<BR>Петербургские торговцы и производители размещают часть заказов на производство упаковки напрямую, а часть - через посредников. Директор по продажам торговой фирмы "Росси" отмечает, что посредник может предложить разнообразный ассортимент упаковочных материалов и выбор фирмы, где выполняется заказ. И это привлекает клиентов.<BR><BR><B>Пакеты</B><BR>Торговые фирмы активно используют полиэтиленовые пакеты как носитель своей рекламы. В то же время многие петербургские магазины, особенно небольшие, предлагают своим покупателям складывать покупки в яркие импортные пакеты, которые достались им случайно, по бросовой цене. "Петербургские организации еще не до конца оценили эффективность этого вида презентации, но спрос на фирменные пакеты постоянно растет",- говорит менеджер по продажам представительства финляндской компании Amerplast Александр Чистяков. Помимо петербургских предприятий "Пластмассы", "Ломопласт", "Сервал" пакеты с цветным рисунком поставляют финляндские компании, частично - московские фирмы ("Полимербыт"). <BR>По оценке менеджеров фирмы "Ломопласт", местное производство удовлетворяет около 50% спроса на фирменные пакеты, при этом стоимость небольших заказов (5-10 тысяч штук) у нас в 1,5-2 раза ниже, чем на зарубежных фирмах. Вложения в производство пакетов с качественной печатью составляют сотни тысяч долларов, однако простые пакеты в состоянии выпускать и небольшое предприятие (затраты на оборудование - $20-100 тысяч). <BR>Процесс отладки оборудования и достижения необходимого качества может потребовать нескольких месяцев, отмечает заместитель коммерческого директора "Ломопласт" Алексей Никифоров. По его словам, фирма подбирала персонал с высшим образованием, а квалификацию они повышали уже в процессе работы.<BR><BR><B>Оболочки и пленки</B><BR>Для пищевых предприятий, выпускающих большие объемы продукции, проще и выгоднее заказывать пленку с отпечатанным рисунком и делать упаковку товара на автоматической линии. Стоимость такого оборудования составляет около $20.000. <BR>Производители и продавцы крупы, сухого молока заинтересованы в эффектном оформлении своей продукции. Услуги по упаковке сыпучих продуктов оказывают, в частности, фирмы "Пента Ладога", "Русский пакет", "Мона Лиза". По словам директора фирмы "Русский пакет" Евгения Васильева, традиционная фасовка круп в пакеты негигиенична и просто несовременна. <BR>В ближайшее время эта фирма запускает оборудование для производства мелкой упаковки (кофе, сахар, специи). "Исследования, проведенные по нашему заказу, определяют начальный спрос на эту продукцию в 10-20 миллионов штук в месяц, а если заинтересуются бистро и кафе, счет пойдет на сотни миллионов", - говорит Евгений Васильев.<BR><BR><B>Бутылки</B><BR>Выпуском пластиковых емкостей занимаются, в частности, АО "Пластполимер" и завод им. "Комсомольской правды". В то же время крупные местные производители прохладительных напитков - "Кока-Кола", "Полюстрово" выпускают бутылки самостоятельно. "Кока-Кола Санкт-Петербург Боттлерс" берет заготовки (преформы) у зарубежных поставщиков. Менеджер по рекламе Ольга Чернышева объясняет это сложившейся практикой компании.<BR>По данным исследований маркетологов, на выбор петербургских потребителей влияет не только качество импортных и отечественных товаров, но и их оформление. В частности, для покупателей удобство тары играет большую роль, чем лечебные свойства импортной чистой воды.<BR><BR><B>Новые формы</B><BR>Несмотря на растущие потребности рынка, петербургские предприятия не всегда могут удовлетворить спрос на отдельные виды упаковочных материалов, особенно когда при их производстве используются сложные технологии. В частности, по словам менеджера по маркетингу АО "Пластмассы" Сергея Яковлева, в Петербурге не производится стретч-пленка. Ее завозят из-за рубежа.<BR>В Петербурге ряд фирм, например "Салеф", выпускает блистерную упаковку (сочетание картона с полимерным покрытием) для электротехнических изделий, шприцев и других небольших товаров. При этом материал - пленку - закупают или за рубежом, или у московских фирм. <BR>Петербургское предприятие "Полимерстройматериалы" обладает необходимым оборудованием и уже вело опытное производство этой пленки, однако в большом объеме ее не выпускает. Тем не менее, по словам начальника производства Владимира Енисейского, предприятие изучает объемы потенциального спроса. (Л.А.)