00:0029 августа 199700:00
15просмотров
00:0029 августа 1997
Петербургские магазины не собираются отказываться от "безлюдной технологии" торговли
<BR><BR><B>Петербургские магазины не собираются отказываться от "безлюдной технологии" торговли</B><BR>Возвращение россиянина на родину после недолгого пребывания за рубежом всегда богато открытиями. Некоторые вещи кажутся милыми, родными, без них было трудновато за границей - вроде русской речи вокруг. Зато другие стороны привычного уклада воспринимаются "возвращенцем" лишенными всякого смысла. Скажем, петербургские магазины и кафе, даже претендующие на "свое особое лицо", заставляют задуматься: а за счет чего они зарабатывают и не разоряются.<BR><BR>СУББОТА. РАЗГАР ДНЯ. ЖАРА. Магазин-салон в центре города, где вместе с заказом одежды по каталогу можно купить что-нибудь из видеотехники и фото. Охранник и две продавщицы в отделе с техникой разгадывают кроссворд. Они не обращают внимания на посетителя, который рассматривает товар на стеллажах. А чего им опасаться - зевака выглядит совсем неопасным. К тому же их трое, в случае чего - справятся. Посетитель уходит, ничего не купив, продавцы остаются с кроссвордом. Другой магазин, на Московском проспекте. Несколько "евростандартных" залов с телевизорами, радиотехникой, компьютерами, чайниками и кофемолками. До закрытия еще час. В каждом зале - продавец или два, столько же и клиентов. Продавцы спокойно занимаются своими делами, но одной приходится туго. Ее мучает расспросами дама, выбирающая утюг среди трех десятков выставленных моделей. Ничего не купив, дама уходит, продавщица с облегчением вздыхает. Полуподвальный магазинчик на Сенной привлекает покупателей, обещая низкие цены на электронику. Продавец читает, отец с сыном-подростком и скучающей дочерью рассматривают музыкальные центры. Сын задает заковыристые вопросы про технические возможности аппаратов. Глава семьи с энтузиазмом отвечает, тыча в кнопки и клавиши. Продавец откладывает газету и уходит в подсобку за чаем, возвращается к газете. Тем временем какие-то люди переносят коробки с товаром из подсобки на улицу, курсируя через торговый зал. Посетители, закончив экскурсию, уходят.<BR><BR>БОРЬБА СОВЕТСКОГО РАБОТНИКА ПРИЛАВКА с покупателями завершилась. Наступил мир, и продавцы смирились с присутствием покупателей и даже с их назойливостью. Взаимные упреки стали редкостью, многие продавцы перестали воспринимать в штыки претензии и придирки со стороны клиентов. Но этого мало для успешной торговли.<BR>Албена - курорт в Болгарии. Жизнь кипит с мая по октябрь, в межсезонье - спячка. Продавцы, официанты, горничные зарабатывают, по российским меркам, мало - примерно $40 в месяц. Но почти каждый из них может объясниться с отдыхающим на его родном языке - русском, немецком, английском, а потребуется, и на французском. Продавец магазина, увидев, что посетитель выбирает товар, подходит с предложением помочь и достанет нужную клиенту вещь с любой высокой полки или витрины. Продавцы в магазинах понимают, что тот, кому понравилось в их заведении, может прийти во второй раз, а тот, кто уходит недовольным, почти наверняка сюда больше не заглянет.<BR>У ресторанов и кафе курорта есть специальные работники, которые дежурят на подступах, приглашая прохожих ознакомиться с меню и убедиться, что цены низкие, а еда разнообразная и вкусная. Кафе открываются утром и работают, пока не уйдет последний клиент. Официанты одинаково доброжелательно исполняют заказ хоть большой компании, хоть одинокого клиента, пожелавшего в час ночи выпить чашку чая. <BR><BR>ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ СЕРВИС позволяет надеяться торговцу на выживание, а агрессия и безразличие персонала распугивают клиентов. Это моментально сказывается на доходах. Торговцы курорта больше всего опасаются остаться без посетителей вообще: если в заведении пусто, то, наверное, здесь плохо, думает турист и уходит, ничего не купив.<BR>Петербургские торговцы в последнее время все чаще жалуются на снижение выгодности их бизнеса. Магазины и кафе в центре города переходят из рук в руки, меняют профиль и ассортимент, ища самые выгодные товарные группы. Но кое-что в бизнесе зависит и от персонала.