Таможня начала перестройку

Автор фото: "ДП"

Федеральная таможенная служба (ФТС) взялась за реструктуризацию таможенных постов на Северо–Западе.

Концепция переноса таможенного оформления на границу РФ, которая вызвала столько споров и протестов в бизнес–сообществе, прошла согласование во всех министерствах и ведомствах. Об этом заявил начальник аналитического управления ФТС Владимир Ивин.
Он дал понять, что это решение правительства РФ и оспаривать его бесполезно. По словам Владимира Ивина, "умные представители бизнес–сообщества" не будут ждать 2 года, чтобы начать оформлять свои грузы на границе, а все остальные продолжат попытки оспорить данное решение.
Он также отметил, что на время проведения этих мероприятий генпрокуратура ужесточит контроль над участниками внешнеэкономической деятельности. Уже сейчас началась программа борьбы с фирмами–однодневками. В ближайшие 2 года будут реструктуризированы все морские и авиационные таможенные посты, а реструктуризация железнодорожных и автомобильных постов займет 4–5 лет.
Основной проблемой в реализации концепции является необходимость построить в приграничной зоне новые таможенно–логистические комплексы (ТЛК). Планируется, что в Северо–Западном регионе они будут организованы в Себежском районе (МАПП Бурачки), в Печорском районе (МАПП Куничина Гора, МАПП Шумилкино) и в Путаловском районе (МАПП Убылинка). По всей стране таких постов будет 66. Причем предполагается, что строиться они будут по системе государственно–частного партнерства (40% инвестиций — федеральные, 60% — частные).
"В условиях кризиса бизнес денег на такую затею не даст," — уверен Владимир Игнатьев, президент региональной ассоциации таможенных брокеров "Северо–Запад". По его словам, предприниматели не видят смысла и экономической выгоды в подобном переводе. Существующую проблему оформления грузов может решить система электронного декларирования и предварительного информирования, которая позволит оперативно досматривать грузы на границе и растамаживать их на территории РФ. В противном случае реформа приведет к коллапсу на границе.
Как рассказал генеральный директор логистической компании "2L", несмотря на то, что в ФТС заявляют о работе системы предварительного информирования и электронного декларирования, на таможенных постах зачастую даже не работает Интернет, без которого это просто невозможно.
Вице–губернатор Ленобласти Григорий Двас, отвечая на вопрос о готовности области к реализации концепции, заявил, что федеральные власти зачастую имеют особое представление о вещах, которое совершенно не связано с реальностью. По его словам, выделить участки для строительства ТЛК не проблема, но строительство необходимой инфраструктуры требует огромного количество времени и капитальных вложений.
Президент ассоциации "Транспортно–логистические комплексы Северо–Запада" Андрей Белоногов рассказал, что стоимость строительства только трех логистических комплексов, учитывая опыт прошлых лет, обойдется бизнесу в 3 млрд рублей по ценам 2009 года. Это только та часть средств, которую должен отдать бизнес в условиях кризиса, без учета бюджетных средств.
Ранее ФТС объявила о выносе таможенных постов из города в область. Сейчас в Петербурге действует только два таможенных поста. Новая же концепция приведет к тому, что построенные за последнее время терминалы в области будут никому не нужны. По оценкам московских участников логистического рынка, вывод таможенных постов за пределы МКАД привел к тому, что и так снижающийся грузооборот в Центральном округе стал падать еще быстрее. "Перенос таможенных постов мы уже переживали много раз. Честно говоря, вакханалия с выводом всего отовсюду напоминает попытки спасти "Титаник" путем перестановки мебели на его палубе," — считает руководитель отдела спецпроектов ООО "Эксимп Логистик" (московская логистическая компания).
Мария Яцко