Платформа ушла у Прохорова из-под ног

Партия "Гражданская платформа" приказала, по сути, долго жить. Михаил Прохоров объявил о выходе из собственного детища и призвал соратников сделать то же самое. В очередной раз партию либералов превращают в руины.

На заседании федеральных политического и гражданского комитетов "Гражданской платформы" основатель партии, миллиардер Михаил Прохоров объявил, что покидает ее. "Лично я напишу заявление о выходе из всех органов партии", — сказал он и назвал ГП "бессмысленным политическим проектом", который он сам не собирается поддерживать своей репутацией и другим не советует. Покинуть партии бизнесмен предложил всем членам ФГК и ФПК. За ним последовали Леонид Ярмольник, Евгений Ройзман, Елизавета Глинка, Андрей Макаревич, Михаил Барщевский, Александр Любимов и другие. Вероятно, то же самое сделает и Алла Пугачева, передавшая через Ярмольника свою поддержку и неприятие участия в "Антимайдане". Вышел и руководитель петербургского отделения Юрий Рыдник.
"Гражданская платформа", убежден Михаил Прохоров, должна либо быть ликвидирована, либо изменить свое название. Его единогласно поддержали соратники. Решение будет приниматься на съезде партии 17 апреля. Полномочия руководителя ФПК Рифата Шайхутдинова были приостановлены, но после выхода из партии большинства членов комитета оставшиеся (их всего двое и осталось, говорят в партии) тут же переизбрали его снова.
В последние недели ГП раздирал бурный внутрипартийный скандал. Строго говоря, он начался гораздо раньше, и причиной стала позиция в отношении Крыма. Из-за этого покинула руководящие должности Ирина Прохорова. Большая часть партийцев в регионах неожиданно для основателей горячо поддержала присоединение Крыма, партия взяла курс на поддержку внешней политики Путина, но до какого-то момента это считалось "внутрипартийной дискуссией". Оказалось, что на двух стульях долго сидеть все-таки нельзя: в конце февраля группа партийцев вышла на "Антимайдан" вместе с национал-патриотами, которые несли плакаты, объявляющие Андрея Макаревича "врагом народа". Интеллигенция взбунтовалась и потребовала отставки Рифата Шайхутдинова, к которому перешло руководство после Ирины Прохоровой. Но Рифат Шайхутдинов развел руками, мол, это позиция большинства, а кто с ней не согласен, может ее покинуть. Наоборот, он предложил исключить из партии Андрея Макаревича, так как его присутствие "мешает людям в регионах избираться". Да и сам-то Михаил Прохоров "мешает".
Исключения Андрея Макаревича потребовали накануне заседания девять региональных отделений "Гражданской платформы". До этого его долго травили за осуждение "украинской политики" Кремля. Михаил Прохоров счел выступление однопартийцев "предательством". На 24 марта Рифат Шайхутдинов наметил проведение партконференции регионов "с тем, чтобы дать возможность представителям партии в регионах выразить свою позицию по политическим вопросам, в том числе по отношению к политическому руководству партией, а также принять решение о дальнейшем пути развития партии большинством ее членов", — сообщили в партии.
Михаил Прохоров, вероятно, все понял. В 2011 году он уже видел, как умелые политтехнологи проворачивают такие вещи: на съезде предыдущей его партии "Правое дело" Андрей Дунаев и Андрей Богданов смогли захватить партию через манипуляции с региональными делегатами и в итоге сместили самого Прохорова. Тогда "предательством" был отказ партийцев включать в партсписок Евгения Ройзмана. Скорее всего, примерно то же самое произошло бы и на этот раз.
Скандал уничтожил партию. На предстоящем съезде делегаты, которые наверняка будут составлять большинство сторонников Рифата Шайхутдинова, который снят с должности, но не исключен, могут хоть переименовывать "Гражданскую платформу", хоть захватывать в ней руководство, но без тех людей, которые ее основывали, партия имеет все шансы превратиться в третьестепенную политическую франшизу. Будет ли Михаил Прохоров предпринимать третью попытку построить политическую силу, пока непонятно: сам он заявил, что "не видит смысла участвовать в политике" и "политическая площадка себя полностью исчерпала". То есть и его все-таки выдавили.
После захвата "Правого дела" бизнесмен постарался максимально обезопасить себя от повторения сценария, в партию принимался абсолютный минимум людей, а большинство оставались сторонниками. Но и это, как оказалось, не помогло. В итоге очередной либеральный проект в России рухнул вслед за СПС и "Правым делом". Причем происходит это каждый раз не потому, что в России нет сторонников умеренной, антиклерикальной, ориентированной на европейские ценности точки зрения, а потому, что большинство в определенный момент начинает воспринимать партию как политтехнологический проект по получению мандатов (или изначально вступает в нее по этой причине) и отодвигает в сторону идейное меньшинство. "Надо быть реалистами, нельзя пройти в парламент будучи против власти", — говорил Рифат Шайхутдинов в интервью "Медузе".
"Партия либеральной интеллигенции стране нужна, — убежден депутат петербургского Законодательного собрания Максим Резник, который теперь уже является не стороником "Гражданской платформы", а просто депутатом. — Вся проблема в том, что пространство, позволяющее самостоятельно мыслить, стремительно сужается". Максим Резник полагает, что еще одна попытка создать такую партию будет предпринята, но, как и когда это может произойти, пока рассуждать не берется. Депутат уверен, что развал "Гражданской платформы" — дело рук Кремля. "У Шайхутдинова же в последних интервью "борзометр" зашкаливал, этого не могло быть без такой поддержки, он сам вряд ли мог организовать так региональные отделения, убедить их выступить на своей стороне против Прохорова", — считает он.