Автор фото: Shutterstock

Премиальные отели — это не просто пятизвёздочные объекты размещения, а особая категория гостиниц со своими правилами и стандартами. Высокий спрос на них участники рынка замечают буквально по нескольку дней в течение всего года. Тем не менее такие объекты необходимы городу. Рассказываем почему.

Ограниченный выбор

К люксовым или премиальным отелям категории пять звёзд в Петербурге принято относить Grand Hotel Europe ("Гранд Отель Европа"), Astoria Hotel St.Petersburg ("Астория"), Lotte Hotel St.Petersburg, Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg.
Каждый из этих объектов по–своему уникален, например Grand Hotel Europe — старейшая гостиница Петербурга, которая в этом году отпраздновала 150–летие, она расположена на Михайловской улице между Невским проспектом и площадью Искусств. Astoria Hotel St. Petersburg — отель, работающий с 1912 года, он находится на Исаакиевской площади между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором.
Отели Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg и Lotte Hotel St. Petersburg — молодые по сравнению с остальными "пятёрками", они открылись в 2013 и 2017 годах соответственно. Первый расположился в отреставрированном особняке Лобанова–Ростовского (Дом со львами) на Вознесенском проспекте, второй — в историческом здании по соседству с Мариинским дворцом в переулке Антоненко.
"Основными критериями люксового отеля остаются роскошь общей обстановки и атмосферы, высокое внимание к деталям и безупречный предусмотрительный сервис. Безусловно, также важны расположение в историческом здании, локация и принадлежность к бренду со стабильной авторитетной репутацией", — говорит генеральный директор "Астории" Герольд Хельд.
Услуги персонального консьержа на весь период проживания гостя и также до заезда являются на сегодняшний день обязательными для люксового сегмента, добавляет он.
И это обоснованно, ведь потребители ожидают такого "невидимого" внимания: предусмотрительность — важный аспект, на который клиенты обращают внимание при выборе объекта размещения.

Достаточная роскошь

Общий номерной фонд четырёх люксовых гостиниц Петербурга — около 800 номеров. В общей сложности отели этой категории продаются на 100% всего несколько раз в год, как правило, это происходит в период ПМЭФ, Газового форума и праздника "Алые паруса", говорит Герольд Хельд.
"На данный момент, как мне кажется, отелей класса люкс в Петербурге достаточно. Сейчас транспортная доступность города затруднена. Как только ситуация с поездками, включая перелёты и визы, изменится, объём туристического потока вырастет — и тогда у инвесторов будет желание вкладываться в отельный сегмент", — отмечает он.
"Целевой аудиторией люкса традиционно были именно иностранные гости. Текущий туристический поток недостаточен для стремительного роста показателей сегмента. Тем не менее загрузка и тарифы растут благодаря притоку российских путешественников", — отмечает руководитель филиала IBC Real Estate в Санкт– Петербурге Сергей Владимиров.
Национальный состав гостей — вот что участники рынка называют самым большим и заметным изменением за последние годы, в том числе это ощущают пятизвёздочные объекты, рассказывает директор отдела продаж и маркетинга "Гранд Отеля Европа" Анна Петренко. Если раньше на гостей из российских регионов в люксе приходилось 30% постояльцев, а на иностранцев — 70%, то сегодня цифры иные — 90% и 10% соответственно. То есть основной поток обеспечивают россияне. Статистика по интуристам определяется визитами жителей Китая, Саудовской Аравии, Турции, Индии, стран СНГ.
Российский премиальный гость — подкованный и требовательный, говорит Анна Петренко. Он непременно будет сравнивать свой текущий визит с предыдущим. Такой постоялец обращает внимание на детали, тогда как иностранец, даже самый взыскательный, концентрируется на впечатлениях от поездки, знакомстве с Петербургом и Россией в целом.
Помимо проживания гостиницы предлагают и сопутствующие услуги, которые также важно выстраивать так, чтобы заинтересовать даже самых требовательных клиентов. Например, для ресторанов при отелях большая доля возвратных гостей означает необходимость чаще обновлять продукт, чтобы вызывать интерес у постояльцев в их последующие визиты. И каждый решает эту задачу по–своему.
В качестве примера можно привести воскресные бранчи в "Гранд Отеле Европа" — буфеты с музыкальной программой, которые проводятся более 30 лет.

Люкс растёт

По данным IBC Real Estate, по итогам III квартала 2025 года уровень загрузки в гостиницах премиум– сегмента в Петербурге составил 50%. Это на 1 п. п. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Незначительное снижение объясняется охлаждением спроса со стороны иностранных туристов — с января по сентябрь 2025 года количество въездных поездок в Россию составило 5,5 млн, снижение год к году — 22%. Сергей Владимиров связывает сокращение количества въездных турпоездок с увеличением цен на размещение: в январе–сентябре 2025 года средняя стоимость ночи в люксовых отелях города выросла на 21% год к году и составила 44,4 тыс. рублей.
"В течение 3 лет мы видим стабильный рост среднего чека, и не только за услуги по проживанию, но и дополнительные, включая проведение мероприятий", — подтверждают в "Астории".
Чистая прибыль отеля растёт, но не только благодаря гостям люкса: это достигается за счёт комбинации группового бизнес–сегмента и индивидуальных туристов премиум–класса. "Данная формула является идеальной для Петербурга, принимая во внимание сезонность и недостаточное количество мероприятий международного уровня", — говорит Герольд Хельд.
Бизнес–путешественники сегодня составляют существенную долю в структуре продаж таких отелей.
"В отличие от обычных туристов, которые приезжают в основном во время отпусков и праздников, деловые люди выезжают в разные города круглый год. Это обеспечивает гостиницам стабильный спрос. Размещение в эксклюзивном отеле может стать важным фактором — это символ статуса, показатель успешности и уважения, — говорит руководитель академических программ университета Swissam Альбина Убыйконь. — Кроме того, эксклюзивные отели предлагают широкий спектр услуг для релаксации и восстановления, что позволяет оставаться в форме и сохранять высокую работоспособность. Это может быть эксклюзивный ужин с шеф–поваром, посещение частной экскурсии или участие в закрытом мероприятии. Такой опыт позволяет отвлечься от работы, получить новые впечатления и расширить свой кругозор".
Отелям бизнес–путешественники интересны, поскольку они готовы платить за комфорт и качественный сервис, часто бронируют номера более высокой категории, пользуются дополнительными услугами и не экономят на еде и развлечениях. Альбина Убыйконь отмечает, что гостиницы часто заключают долгосрочные контракты с компаниями, регулярно отправляющими своих сотрудников в командировки, — чтобы обеспечить себе стабильный поток клиентов.

Новая волна

Помимо общепризнанных "грандов" в Петербурге есть проекты, которые по ряду характеристик не могут быть отнесены к "тяжёлому люксу". Это камерные бутиковые объекты, которые также размещаются в исторических зданиях.
"Гостиничный рынок нуждается в бутик–отелях с яркой индивидуальностью, сочетающих историческое наследие и современные тенденции, что позволяет городу укрепить позицию международного туристического центра, — говорят в компании Academia, которая развивает сеть отелей в исторических объектах. — Впечатления создают детали: например, ресторан становится не просто точкой питания для гостей, а уникальным залом в историческом кабинете графа Шувалова, с продуманной концепцией и меню с отсылками к истории особняка".
В Петербурге огромной выбор проектов, которые могут быть интересны и непосредственно деловой аудитории. Например, Wynwood — современный отель в историческом здании возле Казанского собора, вдохновлённый духом креативного района Wynwood Art District, известного своими яркими граффити и художественными галереями. "Здесь часто проводятся выставки, перформансы и другие культурные мероприятия, — рассказывает Альбина Убыйконь. — Самый новый и любимый нами проект — Hideout Residence. Это целый исторический квартал Императорского морского гвардейского экипажа с просторными резиденциями, скандинавским садом, мастерскими художников и гастрономическими пространствами".
Несмотря на активное развитие технологий и современных решений в архитектуре и сервисе, изюминкой гостиничного люкса в Петербурге остаются роскошь и шик. Как ни крути, внимательное отношение, персонализация продукта и готовность предложить то, что подойдёт конкретному постояльцу, продолжают цениться. И за это гость готов платить, пусть и по тарифу выше среднего.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.