Автор фото: Фонд Росконгресс
MICE–туризм — область делового туризма, связанная с организацией корпоративных мероприятий и не подразумевающая индивидуальные рабочие поездки (командировки). Согласно исследованию Выставочного научно–исследовательского центра (ВНИЦ) R&C и MICE Excellence, в 2023 году выручка российских компаний, организующих такие ивенты, составила 66 млрд рублей.
Как отметила операционный директор компании Татьяна Конакова, в числе регионов с высоким потенциалом для MICE выделяются Москва, Петербург, Краснодарский край, Московская область.
Генеральный директор ВНИЦ R&C Дарья Островская добавила, что ключевыми критериями выбора региона для корпоративных мероприятий выступают транспортная доступность, наличие достаточного количества качественных средств размещения и безопасность.
В материалах исследования говорится, что главный офис большинства агентств (80%), которые чаще проводили мероприятия своих заказчиков в Петербурге в 2024 году, расположен в Москве или в других городах, но не в самой Северной столице.
В организацию MICE обычно входит полный цикл услуг — от разработки концепции, сценария и программы до выбора площадки и работы с подрядчиками. Стандартный пакет содержит техническое обеспечение, IT–сервисы для участников, брендинг и оформление, кейтеринг, логистику и проживание, работу персонала, фото– и видеосъёмку.
Самыми востребованными по численности участников остаются корпоративные ивенты на 100–300 человек; по формату — конференции, форумы, корпоративные праздники, тимбилдинги и цикловые совещания.
Во время пандемии невозможность очных встреч сотрудников компаний привела к спросу на онлайн– встречи, но сейчас, по словам Татьяны Конаковой, заказчики стараются возвращаться в офлайн или в гибридную форму (когда событие проходит очно, но предполагается параллельная трансляция).

Цены не отстают от спроса

По наблюдениям управляющего директора корпоративного бизнеса "Випсервис" Галины Полищук, в Петербурге MICE–сегмент переживает активный рост и заметные изменения. Организаторы стремятся объединять деловую часть с культурными и гастрономическими блоками, делая программу более содержательной. Дополняет картину смещение фокуса в сторону внутрироссийских проектов и взаимодействия с рынками БРИКС.
На фоне роста турпотока в Петербург, который только за 9 месяцев 2025 года увеличился почти на 10%, спрос на MICE–услуги остаётся высоким. Финансовая составляющая также изменилась: расходы на организацию мероприятий выросли в среднем на 15–25% по сравнению с прошлым годом. Основные причины — подорожание аренды залов, кейтеринга, технического оснащения и логистики. Средний чек вырос на 20%, отметила Полищук.
Зал со стандартным техническим оснащением и кейтерингом в Петербурге обходится в 8–20 тыс. рублей на человека при аудитории 50–150 участников. При этом аренда на день варьируется от 80 тыс. до 250 тыс. рублей, а расходы на питание — от 1500 до 5500 рублей на персону. В премиальном сегменте бюджеты значительно выше, особенно если ивент включает сложный продакшен.
В сегменте площадок Петербурга, по словам Полищук, сохраняют лидерство "Экспофорум" и "ПетроКонгресс", но востребованы и конгресс–отели, такие как "Азимут", "Москва" и "Коринтия", а также новые объекты — конгресс–центр "Коломяжский" или конгресс–холл "Васильевский".
По данным IBC Corporate Travel, средний чек на организацию скромного делового события (например, круглого стола) в 2025 году составляет от 5 тыс. рублей на человека (без учёта логистики и проживания). В эту стоимость входит аренда конференц–площадки классического бизнес–формата, проведение кофе–брейка и обеда. Масштабное выездное мероприятие, для которого заказывают размещение в отеле, трансферы, экскурсионные или шоу–программы, а также другие дополнительные услуги, обойдётся от 30 тыс. рублей на человека.
Повышение цен на фоне летнего туристического сезона 2025 года не могло не отразиться и на сметах MICE–путешествий. Существеннее всего "подскочили" ценники на проживание и на услуги кейтеринга — рост от 15% к прошлогодним цифрам.
Впрочем, есть особенности. Как отметил основатель сервиса командировок "Да–Тревел" Денис Шведов, когда крупный заказчик организует в городе масштабное мероприятие (особенно ежегодное), гостиницы идут на скидки и демпинг, чтобы не потерять такого клиента.
"Отели четыре звезды наиболее популярны у организаторов MICE–мероприятий, некоторые такие объекты оставили для крупных заказчиков цены 2022 года. При этом для индивидуальных деловых путешественников стоимость рассчитывается по актуальному на сегодняшний день прайсу", — обратил внимание Шведов.

Не проиграть другим регионам

В агентстве деловых путешествий и MICE–мероприятий IBC Corporate Travel подсчитали, что за 2024 год на путешествия в Петербург пришлось 8,33% от всего объёма MICE–заказов компании, а первые 8 месяцев 2025 года продемонстрировали похожий показатель — 9,01% из всей массы. Однако, по словам MICE–директора агентства Ольги Степаненко, за последний год спрос на организацию таких туров в Петербург плавно снижается.
"Если 2–3 года назад городом интересовались в первую очередь, то теперь заказчики обратили свой взор и на другие российские направления. Количество выездных мероприятий в Петербурге увеличивают клиенты из Москвы, Тюмени, Нового Уренгоя и Сургута. При этом, если в 2023 году 47% всего объёма MICE–путешествий в Петербург совершали клиенты из Москвы, то в 2024–м и 2025–м их доля упала до 29%", — рассказала она.
Петербург интересен бизнесу, организующему MICE, с точки зрения логистики: здесь удобно собирать участников из разных уголков страны — это особенно ценно для крупных компаний с широкой сетью филиалов и дивизионов. В то же время есть особенности, которые мотивируют обратить внимание на другие города. Например, организаторы буквально держатся за хороших ведущих мероприятий.
"Нужных подрядчиков не хватает настолько, что иногда MICE–специалистам приходится приглашать профессионалов из Москвы", — констатировала Ольга Степаненко.
При этом Петербург воспринимается как город с особой атмосферой, что видно по запросам от клиентов агентств. Участники рынка отмечают высокий спрос на активности, связанные с историей и географическим расположением Северной столицы: выезд на Финский залив и в загородные локации, экскурсии на корабликах по рекам и каналам, посещение исторических мест и объектов культурного наследия.
"Ключевой запрос — не массовые форматы, а оригинальные, аутентичные маршруты и наполнение программы", — заметила Ольга Гулибина, директор MICE–департамента агентства делового туризма Continent Express.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.