MICE–туризм — область делового туризма, связанная с организацией корпоративных мероприятий и не подразумевающая индивидуальные рабочие поездки (командировки). Согласно исследованию Выставочного научно–исследовательского центра (ВНИЦ) R&C и MICE Excellence, в 2023 году выручка российских компаний, организующих такие ивенты, составила 66 млрд рублей.
Как отметила операционный директор компании Татьяна Конакова, в числе регионов с высоким потенциалом для MICE выделяются Москва, Петербург, Краснодарский край, Московская область.
Генеральный директор ВНИЦ R&C Дарья Островская добавила, что ключевыми критериями выбора региона для корпоративных мероприятий выступают транспортная доступность, наличие достаточного количества качественных средств размещения и безопасность.
В материалах исследования говорится, что главный офис большинства агентств (80%), которые чаще проводили мероприятия своих заказчиков в Петербурге в 2024 году, расположен в Москве или в других городах, но не в самой Северной столице.
В организацию MICE обычно входит полный цикл услуг — от разработки концепции, сценария и программы до выбора площадки и работы с подрядчиками. Стандартный пакет содержит техническое обеспечение, IT–сервисы для участников, брендинг и оформление, кейтеринг, логистику и проживание, работу персонала, фото– и видеосъёмку.
Самыми востребованными по численности участников остаются корпоративные ивенты на 100–300 человек; по формату — конференции, форумы, корпоративные праздники, тимбилдинги и цикловые совещания.
Во время пандемии невозможность очных встреч сотрудников компаний привела к спросу на онлайн– встречи, но сейчас, по словам Татьяны Конаковой, заказчики стараются возвращаться в офлайн или в гибридную форму (когда событие проходит очно, но предполагается параллельная трансляция).
Цены не отстают от спроса
По наблюдениям управляющего директора корпоративного бизнеса "Випсервис" Галины Полищук, в Петербурге MICE–сегмент переживает активный рост и заметные изменения. Организаторы стремятся объединять деловую часть с культурными и гастрономическими блоками, делая программу более содержательной. Дополняет картину смещение фокуса в сторону внутрироссийских проектов и взаимодействия с рынками БРИКС.
На фоне роста турпотока в Петербург, который только за 9 месяцев 2025 года увеличился почти на 10%, спрос на MICE–услуги остаётся высоким. Финансовая составляющая также изменилась: расходы на организацию мероприятий выросли в среднем на 15–25% по сравнению с прошлым годом. Основные причины — подорожание аренды залов, кейтеринга, технического оснащения и логистики. Средний чек вырос на 20%, отметила Полищук.
Зал со стандартным техническим оснащением и кейтерингом в Петербурге обходится в 8–20 тыс. рублей на человека при аудитории 50–150 участников. При этом аренда на день варьируется от 80 тыс. до 250 тыс. рублей, а расходы на питание — от 1500 до 5500 рублей на персону. В премиальном сегменте бюджеты значительно выше, особенно если ивент включает сложный продакшен.
В сегменте площадок Петербурга, по словам Полищук, сохраняют лидерство "Экспофорум" и "ПетроКонгресс", но востребованы и конгресс–отели, такие как "Азимут", "Москва" и "Коринтия", а также новые объекты — конгресс–центр "Коломяжский" или конгресс–холл "Васильевский".
По данным IBC Corporate Travel, средний чек на организацию скромного делового события (например, круглого стола) в 2025 году составляет от 5 тыс. рублей на человека (без учёта логистики и проживания). В эту стоимость входит аренда конференц–площадки классического бизнес–формата, проведение кофе–брейка и обеда. Масштабное выездное мероприятие, для которого заказывают размещение в отеле, трансферы, экскурсионные или шоу–программы, а также другие дополнительные услуги, обойдётся от 30 тыс. рублей на человека.
Повышение цен на фоне летнего туристического сезона 2025 года не могло не отразиться и на сметах MICE–путешествий. Существеннее всего "подскочили" ценники на проживание и на услуги кейтеринга — рост от 15% к прошлогодним цифрам.
Впрочем, есть особенности. Как отметил основатель сервиса командировок "Да–Тревел" Денис Шведов, когда крупный заказчик организует в городе масштабное мероприятие (особенно ежегодное), гостиницы идут на скидки и демпинг, чтобы не потерять такого клиента.
“
"Отели четыре звезды наиболее популярны у организаторов MICE–мероприятий, некоторые такие объекты оставили для крупных заказчиков цены 2022 года. При этом для индивидуальных деловых путешественников стоимость рассчитывается по актуальному на сегодняшний день прайсу", — обратил внимание Шведов.
Не проиграть другим регионам
В агентстве деловых путешествий и MICE–мероприятий IBC Corporate Travel подсчитали, что за 2024 год на путешествия в Петербург пришлось 8,33% от всего объёма MICE–заказов компании, а первые 8 месяцев 2025 года продемонстрировали похожий показатель — 9,01% из всей массы. Однако, по словам MICE–директора агентства Ольги Степаненко, за последний год спрос на организацию таких туров в Петербург плавно снижается.
“
"Если 2–3 года назад городом интересовались в первую очередь, то теперь заказчики обратили свой взор и на другие российские направления. Количество выездных мероприятий в Петербурге увеличивают клиенты из Москвы, Тюмени, Нового Уренгоя и Сургута. При этом, если в 2023 году 47% всего объёма MICE–путешествий в Петербург совершали клиенты из Москвы, то в 2024–м и 2025–м их доля упала до 29%", — рассказала она.
Петербург интересен бизнесу, организующему MICE, с точки зрения логистики: здесь удобно собирать участников из разных уголков страны — это особенно ценно для крупных компаний с широкой сетью филиалов и дивизионов. В то же время есть особенности, которые мотивируют обратить внимание на другие города. Например, организаторы буквально держатся за хороших ведущих мероприятий.
“
"Нужных подрядчиков не хватает настолько, что иногда MICE–специалистам приходится приглашать профессионалов из Москвы", — констатировала Ольга Степаненко.
При этом Петербург воспринимается как город с особой атмосферой, что видно по запросам от клиентов агентств. Участники рынка отмечают высокий спрос на активности, связанные с историей и географическим расположением Северной столицы: выезд на Финский залив и в загородные локации, экскурсии на корабликах по рекам и каналам, посещение исторических мест и объектов культурного наследия.
“
"Ключевой запрос — не массовые форматы, а оригинальные, аутентичные маршруты и наполнение программы", — заметила Ольга Гулибина, директор MICE–департамента агентства делового туризма Continent Express.
