Мошенники стали чаще предлагать заработки на лайках и комментариях

Автор фото: vostock-photo

Россиянам всё чаще предлагают заработать на продвижении товаров на интернет–площадках через лайки и комментарии. Большинство этих предложений исходят от мошенников.

Мошенники в соцсетях становятся всё более изобретательными. Когда люди нуждаются в увеличении доходов, они становятся особенно уязвимы для злоумышленников, которые строят свои схемы как раз в расчёте на тех, кто ищет различные варианты подработки.

Всё ради денег

Подозрительные сообщения с приглашением "отлайкать" новинки интернет–магазина и получить по 300–700 рублей (суммы варьируются) за несколько отметок стали всё чаще получать пользователи Telegram. Вербовщики заявляют — мол, работа непыльная, выплаты сразу, все инструкции будут даны. При этом детали легенд о лёгком заработке, а также площадки и инструменты, через которые они реализуются, могут отличаться.
Как рассказала старший контент–аналитик "Лаборатории Касперского" Ольга Свистунова, в одной из популярных схем мошенники предлагают подработку ― её время может варьироваться от нескольких часов до полноценного рабочего дня. Сумма обещанной "зарплаты" доходит до нескольких десятков тысяч рублей. Распространяются эти сообщения в социальных сетях, мессенджерах и через СМС. Если человек заинтересуется подобным предложением и перейдёт по ссылке из сообщения, то его просят под тем или иным предлогом перевести небольшую сумму (например, для "привязки карты"). В результате деньги уходят злоумышленникам, а пользователь остаётся ни с чем.
"Мы рекомендуем критически относиться к крайне щедрым предложениям в Cети: это касается не только сомнительных услуг и обещаний больших выплат, но и предложений по заработку. Особенно от неизвестных людей, которые просят вначале за что–то заплатить (внести взнос, оплатить комиссию за вывод средств)", ― говорит эксперт.

Эффект казино

Одна из самых распространённых легенд такова, что селлеру для продвижения на маркетплейсе нужно поднять свой товар в топ. Для начала тем, кто хочет подзаработать, предлагают поставить лайки и написать комментарии на пять лотов, по 100 рублей за лот. Когда задание выполнено, человек действительно может получить на карту денежный бонус. Затем предлагается перейти в "рабочий чат", где помимо самого "добровольца" и менеджера–куратора состоят ещё несколько участников, которые активно делают скриншоты выполненных заданий и полученных денег. На самом деле они являются либо подставными, либо ботами. Далее нужно выполнить пять заданий (также поставить лайки и написать комментарии), оплата будет по факту.
"Но пятая задача ― покупка продукта на маркетплейсе. Обещают, что вы только переведёте деньги, сам товар не получите, потому что его аннулируют. Но вы при этом заработаете 20% от суммы заказа. Например, если перевести деньги в размере 3 тыс. рублей, то вернут вам 3600. Однако, отправив деньги менеджеру, обратно вы их не вернёте: резко обнаружится “проблема с банком” или необходимость выполнить ещё заказ, оплатить комиссию банку за перевод денег с “виртуального” счёта", ― рассказывает заведующая кафедрой маркетинга университета "Синергия" Евгения Жукова.
Существуют и другие способы поймать доверчивого пользователя. Например, мошенники зазывают человека зарегистрироваться на маркетплейсе по специальной ссылке от менеджера, пополнить "кошелёк" или счёт. "Заработок" при этом зависит от внесённой суммы. Ссылка, разумеется, даётся не на настоящую (честную) онлайн–площадку, а на клон, который полностью дублирует оригинал. Деньги же утекают в неизвестном направлении. Злоумышленники приглашают "подработать" на каждый известный маркетплейс.
Как отмечает генеральный директор Security Vision Руслан Рахметов, в описанных схемах срабатывает психологический "эффект казино": человек получает в интернете предложение. Первые 1–2 раза он действительно извлекает небольшую выгоду взамен незначительных затрат. А затем сталкивается с необходимостью уже более существенных трат, на которые соглашается, потому что уже поверил в удачную подработку.
"Часто мошенники ставят человека перед выбором: потратить ещё немного и получить большой куш или остановиться. И потерять свои якобы накопленные “баллы” или “деньги”, ― говорит эксперт. ― Такой способ используется, когда на сайте мошенников создаётся личный кабинет участника, в нём отображаются эти накопленные баллы или виртуальные деньги, для вывода которых нужно оплатить комиссию, затем ещё одну и т. д.".
Помимо этого, мошенники предлагают заработать в соцсетях через участие в опросах от известных брендов. В качестве вознаграждения при этом могут сулить суммы с шестью нулями. На деле же человек их, разумеется, не увидит.
"“Колесо фортуны” диктует вам вращать барабан с множеством актуальных призов. У вас будет несколько попыток, и вы обязательно выиграете что–то действительно ценное. Однако, чтобы получить приз, придётся заплатить депозит или оплатить доставку, но своего заветного выигрыша вы так и не получите", ― рассказывает ещё про одну схему руководитель направления интернет–маркетинга "EdgeЦентр" Константин Ганчогло.

Серые биржи

При всём этом в интернете действительно существуют способы заработка на лайках в соцсетях, говорят маркетологи. Например, распространены специальные биржи, где любой желающий может брать заказы.
"Всё просто ― оформляете аккаунт, ставите лайки и другие реакции, выводите деньги за выполненную работу. Схема достаточно серая, поэтому вы не найдёте информации ни в одном приличном источнике. А все сайты будут иметь странные, говорящие названия", ― отмечает руководитель отдела SMM–агентства Molinos Елизавета Кокалевская.
Ранее этот инструмент был довольно популярен. Сейчас же маркетологи вряд ли станут использовать или советовать подобные вещи, если бренд и компания ратуют за честную игру на рынке.
"Есть список правил, которые должен соблюдать тот, кто работает на биржах. Например, запрещено использовать программы для автоматического выполнения заданий, регистрировать более одного аккаунта. Обязательно нужно указать имя и фамилию, приложить не менее пяти настоящих фото. Запрещены отписки, удаление лайков и репостов", ― обращает внимание директор по digital & social media коммуникационного агентства PR Partner Дамир Фейзуллов.
Также, к примеру, у "Яндекса" есть мобильное приложение, где авторы размещают задания и устанавливают цену, а другие выполняют их за вознаграждение. Помимо лайков есть задания на сравнение и выделение картинок, классификацию изображений. "Чтобы начать получать деньги, нужно пройти обучение — выполнить несколько тестовых заданий. Важное условие — необходимо оформить самозанятость и платить налоги", ― указывает Фейзуллов.
Чтобы снизить риск оказаться жертвой мошенников, эксперты рекомендуют вообще не вступать в диалог с незнакомцами, присылающими предложения лёгкого заработка с неизвестных аккаунтов.
Большинство схем с лайками ― мошеннические, подчёркивает руководитель направления центра компетенций по информационной безопасности "Т1 Интеграция" Валерий Степанов. По его словам, есть несколько признаков, по которым можно определить мошенника. Например, если предложение звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой.
"Также признак злоумышленника — когда требуется предоставить личные данные или совершить финансовые операции. Стоит быть осторожными, и если предложение появляется из ненадёжного источника или приходит в виде нежелательной рассылки", ― говорит Степанов.
Некоторые компании по сей день продолжают использовать инструменты накрутки лайков, чаще всего ― чтобы оживить рекламное объявление, которое не вызывает откликов у реальных пользователей. Несложно догадаться, что доверия в интернете больше к тому продукту, который оценили большее количество человек.
"В telegram–каналах часто можно услышать споры или жалобы на “снова налитых ботов”. Но это уже история не про заработок, а скорее про испорченную статистику конкурента. Другой же вариант ― возможность для рекламного распространителя отчитаться об успешных KPI, “налив” клиенту фантомных подписчиков, якобы пришедших с его интеграции", ― говорит Елизавета Кокалевская.