В Петербурге пытались расторгнуть контракт на поставку стальных листов для ВМФ

Автор фото: ТАСС

Адмиралтейские верфи пытались расторгнуть контракт на поставку стального листа для строительства кораблей ВМФ стоимостью почти 0,3 млрд рублей

Это, пожалуй, первый в арбитражной практике случай, когда петербургская верфь сделала всё, чтобы избежать появления крупного долга перед поставщиком, когда возникли проблемы с финансированием. Но ООО "Балтийская стальная корпорация" поставило предусмотренные контрактом стальные листы и заставило АО "Адмиралтейские верфи" выплатить 93 млн рублей долга и неустойки. Такое решение арбитражный суд опубликовал 27 сентября.
Попытка расторгнуть контракт до его завершения совпала по времени с сообщением о начале резки металла для двух субмарин проекта 677 "Лада" — самых перспективных в России неатомных подводных лодок. Но есть мнение, что Адмиралтейские верфи таким образом "обставлялись" на случай возможной финансовой проверки.
Адмиралтейские верфи подписали договор о поставке 295 тонн листовой нержавеющей стали за 263 млн рублей в сентябре 2021 года. Балтийская стальная корпорация (БСК) — петербургский оптовый поставщик металлов, принадлежит четырём частным лицам и показывает 700 млн рублей выручки за 2022 год — обязалась привезти стальные листы в три этапа, последний из которых датирован апрелем прошлого года. Свои обязательства БСК выполнила чётко и полностью.
В прошлом же апреле Адмиралтейские верфи попросили БСК остановить поставки стали и рассмотреть возможность возврата той, что уже поставлена. Просьбу верфь мотивировала прекращением финансирования. Однако листовой прокат доставили в полном объёме, и в конце прошлого года Адмиралтейские верфи попросили БСК подумать об обратном выкупе — чего тоже не произошло. Из 263 млн рублей старейшая в Петербурге судостроительная компания заплатила 179 млн, а БСК обратилась в арбитраж с требованием о выплате оставшихся 84 млн и неустойки — общая сумма иска составила 93 млн.
Суд удовлетворил требования в полном объёме — решение опубликовано 27 сентября, но не вступило пока в законную силу.
В материалах дела не указано, для строительства какого именно корабля приобретались стальные листы, Адмиралтейские верфи и БСК на редакционные запросы к моменту публикации не отреагировали. Однако дата поставки совпадает с сообщением о том, что верфь приступила к резке металла сразу для двух подлодок проекта 677 "Лада", госконтракт на строительство которых Минобороны подписало с заводом на форуме "Армия–2019".
Дизель–электрические субмарины проекта 677 предназначены для борьбы с подводными лодками и кораблями противника, обороны военно–морских баз, береговых и морских коммуникаций, разведывательной и патрульной деятельности. Они считаются самыми перспективными неатомными подводными лодками ВМФ России. Их изготавливают только Адмиралтейские верфи, и всего завод построил пока две такие лодки: головную "Санкт–Петербург" и первую серийную "Кронштадт". У "Санкт–Петербурга" непростая судьба — после неудачных испытаний субмарину отправили на списание. "Кронштадт" благополучно прошёл госиспытания в августе, к концу текущего года Адмиралтейские верфи обещают передать заказчику второй серийный экземпляр "Великие Луки".
О строительстве третьей и четвёртой серийных субмарин проекта 677 после сообщения о начале резки металла в марте 2022 года сведений в публичном пространстве не было.

"Мы надеемся, что это дно…"

В многолетней истории финансовых споров между российскими кораблестроителями и их подрядчиками это, пожалуй, уникальный случай, когда верфь сделала всё от неё зависящее, чтобы не оказаться в долгу перед подрядчиком из–за прекращения финансирования от Минобороны. И, более того, честно предупредила подрядчика о сложившейся ситуации до завершения контракта.
Владелец и генеральный директор ООО "Морские комплексные системы" Павел Зубков полагает, что Адмиралтейские верфи поступили благородно, предупредив подрядчика о прекращении финансирования.
"Адмиралтейские верфи продемонстрировали уважение к финансовой дисциплине, которая крайне важна, ведь каждая компания — это не только цифры в экономической статистике, но и люди, их семьи, дети, которым компания обязана платить зарплату. Плюс налоги и социальные выплаты. Если заказчики не будут выполнять свои обязательства, как подрядчики выполнят обязательства перед сотрудниками и государством? Между прочим, руководители предприятий несут в том числе уголовную ответственность за невыплату зарплаты. Финансовое состояние российского судостроения сегодня в целом плачевное. Мы надеемся, что это дно и что правительство наконец–то уделит внимание её оздоровлению. А применительно к описанной ситуации хочу напомнить старое изречение: “У России два надёжных союзника — армия и флот”. Сегодня это особенно актуально…" — говорит бизнесмен.
Владелец производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) Михаил Даниленко относится к происшедшему принципиально по–другому. Он считает, что Адмиралтейские верфи попросту "обставлялись", спровоцировав Балтийскую стальную корпорацию на обращение в суд.
"Полагаю, судебный спор нужен был Адмиралтейским верфям исключительно для получения основания на оплату поставленного материала в рамках уже приостановленного контракта, дабы не возникало вопросов о целесообразности осуществления платежей. Объективно неприятный момент — приостановка финансирования государством таких проектов. Это всегда ложится бременем на финансовое состояние предприятия. Думаю, такие затраты должны компенсироваться из бюджета соответствующими ведомствами, которые не определились на 100% в собственных желаниях…" — говорит бизнесмен.