На российском рынке появились новые марки алкогольной продукции, которые поставили покупателей перед вопросом выбора.
В Петербурге — самая продвинутая винная культура, это отмечают как любители, так и профессионалы. Более того, за последние годы она значительно выросла, говорят в сети JOIA. Стало больше интереса со стороны конечных потребителей, они больше не боятся контактировать с сомелье и винными экспертами, чтобы получить качественные рекомендации.
Импортёры отзываются на запросы рынка, расширяя свои портфели новыми категориями, сортами и стилями. Для примера: ещё 10 лет назад, кроме условных кьянти и пино гриджио, никто ничего не знал; сейчас уже приходят клиенты, которые целенаправленно спрашивают про петнаты или автохтонные сорта.
Упорядочить выбор
В новых условиях участники рынка должны постоянно развиваться. Так, 28 июня в оранжерее Музея-усадьбы Г. Р. Державина прошла презентация первого винного рейтинга Северной столицы — "Топ-100: Выбор сомелье Петербурга". Его создатели — JOIA в соавторстве с Петербургской ассоциацией сомелье.
Работая над рейтингом, эксперты провели ряд слепых дегустационных сессий на площадке профессиональной винной школы "Миллезим".
Проект реализован в два этапа. Во время первого 20 сомелье выбирали тихие и игристые вина, являющиеся, по их оценке, эталонными. Напитки отражали различные ценовые и региональные направленности. Уже на этом этапе была проведена большая работа над отбором.
После того как первичный список был сформирован, начался главный этап: серии слепых дегустаций. В девяти сессиях было представлено 218 образцов от 36 поставщиков из 12 стран. Диапазон цен — достаточно широкий: от недорогой продукции до экземпляров стоимостью 15 тыс. рублей.
Основная доля регионов пришлась на Италию, Францию и Испанию, при этом внимание эксперты уделили и российским производителям. Особо отмечается, что многие отечественные вина заслужили высокие оценки, подтвердив тем самым позитивные перспективы внутреннего рынка.
В первом отборе принимали участие топовые сомелье Петербурга, победители и призёры российских и международных конкурсов, действующие члены петербургской ассоциации, авторы винных карт ведущих ресторанных проектов.
Экспертами дегустационных сессий стали президент Петербургской ассоциации сомелье Евгений Шамов, сомелье года (2022) по версии WHERETOEAT Вероника Вильчик, вице-президент Петербургской ассоциации сомелье Леонид Стерник, дипломированный сомелье Международной ассоциации сомелье Вероника Смирнова, многократный участник и полуфиналист петербургского и российского конкурсов сомелье Наталья Большакова.
“
"Нам захотелось составить «прикладной» рейтинг, который будет сформирован винными экспертами в первую очередь для конечных потребителей — любителей и ценителей вина, которые не всегда имеют возможность напрямую обратиться к профессионалам рынка, — говорит идейный вдохновитель проекта Денис Барабанов. — Почему я называю рейтинг прикладным? Потому что суть проекта топ-100 в том, чтобы не только довести информацию до потребителей, но и дать возможность найти лучшие вина в одном месте".
В ногу с трендами
Несмотря на то что значительные перемены в ассортименте винных магазинов покупатели начали замечать в прошлом году, первые мысли о реализации "Топ-100: Выбор сомелье Петербурга" пришлись на 2021 год. На создание рейтинга вин, представленных импортёрами в Северной столице, инициаторов побудило соседство флагманского магазина JOIA с модными бутиками и ДЛТ.
Замысел был сформировать коллекцию в лучших традициях принципа pret-a-porter, чтобы она не просто определяла тренд "винного" настоящего, а формировала будущее, на которое можно ориентироваться при выборе.
В новых реалиях обращает на себя внимание и уверенный приток новых людей в профессию сомелье. Хорошей иллюстрацией тут служит Российский конкурс сомелье, который существует уже больше 20 лет, но пару лет назад желающих участвовать в нём стало так много, что на предварительном этапе ввели региональные отборы.
Помимо этого, стоит отметить заметный рост количества винных школ и разнообразных тематических конкурсов и соревнований. Всевозможные проекты создаются многими сомелье и экспертами, для того чтобы позволять конечному потребителю лучше ориентироваться в винном мире.
Как это работает — заметно в сравнении с общим принципом работы современной сферы обслуживания. Клиенту стремятся предоставить максимально комфортный и быстрый сервис, чему способствуют, например, кассы самообслуживания в гипермаркетах. В случае с винной индустрией, отмечают в JOIA, большое значение приобретает экспертное мнение о продукте.
Однако получить прямую консультацию у сомелье клиент может не всегда. Именно поэтому важно наличие качественных проектов, нацеленных на экспертизу и помогающих клиенту самостоятельно совершить правильный выбор вне зависимости от локации, уверены вдохновители рейтинга.
Организаторы намерены выпускать новый "Топ-100" ежегодно, учитывая новые тренды и пожелания потребителей. Также в планах запуск регулярных дегустаций, которые будут проводиться на основе нового рейтинга.