Тихим ходом: стоит ли отправляться в автокруиз вокруг Онеги

Автор фото: "ДП"
Автор фото: "ДП"

Проехав год назад вокруг Ладожского озера, корреспондент "ДП" решил отправиться в новое путешествие — вокруг Онежского.

Из приятных сюрпризов — информация в интернете об убитых дорогах в Карелии устарела. Большая часть пути проходит по хорошим трассам, лишь 10% из них в удручающем состоянии. Впрочем, и их можно проехать на любой машине, если не сильно давить на газ. А вот инфраструктура для автотуристов, за исключением крупных и давно раскрученных объектов, увы, пока слабо развита.

Любые дороги дороги

По площади Онежское озеро почти вдвое уступает Ладожскому (9,7 тыс. км2 против 17,7 тыс. км2), но береговая линия второго по величине водоёма Северо–Запада России более извилиста, северная часть Онеги это многочисленные заливы, на десятки километров вторгающиеся в сушу. Поэтому по протяжённости оба маршрута примерно одинаковы — около 700 км. Но так как до берега Онеги из Петербурга ехать почти 350 километров, то в итоге на поездку потребуется больше времени, чем на путь вокруг Ладоги.
За старт можно взять посёлок Вознесенье, находящийся на восточном краю Ленинградской области, у истока реки Свирь.
Пожалуй, главный вопрос, который волнует путешественника на автомобиле, — что с дорогами. От этого зависит и комфортность поездки, и расходы автовладельца на возможный последующий ремонт. Сразу стоит отметить, что если ехать аккуратно, не спеша, то всё будет в порядке. Подвеска выдержит даже у "пузотёрки". Впрочем, опасные для автомобиля участки по пути будут.
Посёлок Вознесенье находится на двух берегах реки Свирь. Переправиться с одного на другой можно только на пароме. Он ходит по расписанию, примерно раз в час с 6 утра до 23 вечера. Ночью переправа не работает. В июле вместо основного парома "Аркадий Филатов" работал дублёр "СП–28". Его особенность в том, что заезжать нужно передом, а съезжать задом. Это не очень удобно.
Первая грунтовка будет на правом берегу Свири до границы Ленобласти с Карелией, впрочем, она достаточно укатанная. После пересечения границы регионов местами появляется асфальт, сначала только в деревнях, потом везде. За Шёлтозером начинается долгая полоса ремонта, длящаяся почти до самой столицы Карелии. По пути будет несколько отрезков с реверсивным движением, перед въездом на такие участки стоят светофоры. Но трафик невысокий, поэтому пробок нет.
За Петрозаводском дорога отличная. Здесь есть два варианта продолжения пути: по федеральной трассе "Кола" мимо водопада Кивач или по региональной через Марциальные Воды и Гирвас. Если забить в поисковиках номер региональной трассы — 86К–18, выдаются какие–то ужасные рассказы, ссылки на карты убитых дорог и т. д. Эта информация устарела, дорога отремонтирована, движение по ней сложностей не представляет.
Первый крупный населённый пункт после Петрозаводска — город Медвежьегорск, здесь нужно свернуть на А–119 в сторону Вологды и с ветерком проехать по вновь заасфальтированному полотну. Трафик небольшой. Но есть нюанс. В середине июля 2023 года Карелию накрыли циклоны. Дожди, не переставая, шли несколько дней. Из–за особенностей рельефа маленькие речки и ручейки, текущие в сторону Онежского озера, превратились в бурные потоки. Один из таких ручьёв — маленькая речка Сенная — подтопил трассу А–119, дорогу на некоторое время закрыли. Оказавшиеся в зоне затопления легковушки после получасового стояния в пробке стали пропускать в реверсивном порядке. Ехать пришлось по воде, которая находилась на уровне середины колеса. Фуры разворачивали. Поскольку это единственная дорога, объехать закрытый участок можно, только если вернуться в Петрозаводск. Но в таком случае замкнуть кольцо вокруг Онеги не удалось бы. Но обошлось.
С А–119 в Вытегре нужно свернуть на А–215. И вот здесь начинается самое "интересное". От Вытегры до Вознесенья 84 км. Из общего километража примерно половина хорошая новая трасса. Остальное — разбитый участок, где ведётся капитальный ремонт дороги. Здесь много техники, рабочих. Но покрытие — "стиральная доска". В дождливую погоду ямы спрятаны под водой, если попытаться разогнаться, можно влететь в большую пробоину. Так что идеальная скорость здесь 20–30 км / ч. Были те, кто пытался притопить. Потом они стояли у края дороги с домкратами.
Итого из 700 километров пути вокруг Онеги около 550 — хорошая асфальтированная дорога. Честно говоря, ожидалось, что будет хуже. Учитывая темпы капитального ремонта, скорее всего, уже в следующем году качество покрытия ряда плохих участков будет приведено в нормативное состояние. Итого останется около 50 км откровенно плохой дороги. Если, конечно, дорожные службы, закончив капремонт, не забудут в будущем проводить текущий.

Туристическая инфраструктура

Восточный и западный берега Онеги по качеству инфраструктуры сильно отличаются. Западный — там, где Петрозаводск, — сформировавшийся туристический район: здесь достаточно заведений общепита, раскрученных достопримечательностей, гостиниц, мест для ночёвки. По берегам построены базы отдыха. Однако об их существовании можно узнать, лишь проезжая мимо. Бизнес, вкладывая средства в создание новых объектов, явно экономит на рекламе и продвижении новых точек отдыха как в интернете, так и с помощью наружной рекламы вдоль трасс.
А вот за Медвежьегорском всё намного печальнее. На протяжении почти 200 км, вплоть до Пудожа, ни одной АЗС. Единственное кафе обнаружилось в Повенце, и то было закрыто на спецобслуживание. Следующий 100–километровый участок, между Пудожем и Вытегрой, тоже свободен от туристической инфраструктуры. Турбазы и кемпинги появляются только перед самой Вытегрой. За неделю до начала поездки забронировать места в них не получилось. Либо было занято, либо с объектом размещения не удавалось связаться. То же касается гостиниц в самой Вытегре — как указывали интернет–агрегаторы, свободных номеров в них не было.
Впрочем, найти ночлег можно и на восточном берегу. Мотели есть в Пудоже, совершенно новая гостиница с хорошей кухней и чистыми номерами нашлась в 60 км от Вытегры близ границы Ленинградской и Вологодской областей.
Кого–то наверняка может устроить и палатка, мест, чтобы её поставить, предостаточно. Хотя оборудованными эти места не выглядели. К тому же переменчивая северная погода может превратить такой вариант ночлега в экстремальный.
Стоит отметить, что, раз возле трасс минимум АЗС и кафе, то нет здесь и туалетов. Несколько встреченных на пути площадок для отдыха водителей оборудованы лишь эстакадой. Поэтому из удобств остаются лишь кустики, что, мягко говоря, вариант неудачный.
Таким образом, чтобы не разочароваться в поездке, стоит заранее найти и забронировать места для ночёвки. И быть готовым по несколько часов обходиться без привычных удобств.

Достопримечательности

Теперь о том, зачем, собственно, ехать. Что интересного можно увидеть? Прежде всего это природа — северная, порой скупая на краски, самобытная и очаровательная своей неброской лаконичностью. Чтобы понять и оценить природные достопримечательности Севера, стоит предварительно о них что–то узнать. Иначе можно разочароваться. Карабкаясь по камням древнего вулкана Гирвас, довелось услышать фразу одной из путешественниц: "А что тут смотреть–то..." Достопримечательности Онеги — это как спрятанные артефакты: их надо найти, потратить время, чтобы добраться, а потом задержаться на несколько минут, чтобы увидеть и понять эту не сразу заметную красоту.
Удивительно, но на берегах Онежского озера можно встретить старые деревянные церкви. Некоторые из них видны прямо с трассы, к другим надо ехать специально. На пути от Вознесенья к Петрозаводску, ещё на территории Ленинградской области, стоят два храма — Дмитрия Мироточивого в деревне Щелейки (XVIII век) и Рождества Пресвятой Богородицы (конец XVII века) в селении Гимрека. Вторая церковь в лесах, реставрация должна была завершиться ещё в 2021 году, но, похоже, раньше закончились деньги. Дальше, в селе Шёлтозеро, работает Музей вепсской культуры, надписи в деревне сделаны на двух языках — русском и вепсском.
Дальше по ходу будет посёлок Кварцитный, где находится месторождение малинового кварцита, камня, использованного при оформлении некоторых известных петербургских и московских зданий, например Спаса на Крови и мавзолея Ленина.
В самом Петрозаводске можно прогуляться по пешеходной набережной Онежского озера. Также в городе есть ресторанчики, где можно познакомиться с особенностями карельской кухни. В одном из них перед подачей блюд рассказывают о традициях и их приготовлении. Например, про то, что знаменитые карельские калитки перед едой вымачивали в тёплом молоке. Для детей это была забава — запустить сделанную в форме лодочки калитку по молочному морю. Небезынтересно пройтись по парковой зоне вдоль берега реки Лососинки и взглянуть на арт–объект "Комар", представляющий собой симбиоз этого не очень приятного насекомого с... гусеничным трактором.
За Петрозаводском начинаются хорошо известные достопримечательности Карелии. Гора Сампо, упоминаемая в "Калевале", курорт "Марциальные Воды" с источниками, богатыми железом. Много туристов в поселке Гирвас, где в 1970–е годы был обнаружен кратер древнего вулкана.
Медвежьегорск сложно назвать туристически привлекательным. Хотя и здесь есть любопытные места — гора Медвежья, в честь которой назван город. С неё открывается вид на Повенецкий залив Онежского озера. В городе есть песчаный пляж, с которого хорошо созерцать побережье Онеги.
Далее по пути в Пудож дорога поведёт мимо печально известного места Сандармох, где в 90–е годы были обнаружены захоронения жертв репрессий конца 1930–х годов. В Повенце предстоит пересечь Беломорканал. Здесь же в здании филиала ФБУ администрации Беломорканала есть небольшая экспозиция о его строительстве.
Ещё дальше в сторону Пудожа, если свернуть с трассы в деревню Чёлмужи, можно увидеть старую деревянную Богоявленскую церковь. Она стоит практически в воде. В храм легче приплыть на лодке, чем дойти по берегу.
В следующей деревне, Пяльма, у излучины реки стоит скромная, но идеально вписывающаяся в окружающий ландшафт часовня Илии Пророка.
Перед самым Пудожем на трассе стоит указатель — "Онежские петроглифы". Судя по карте, следуя в указанном направлении, можно оказаться в деревне Ново–Стеклянное. А за ней, если как–то добраться до берега Онеги, находится полуостров Кочковнаволок, где обнаружена самая северная группа онежских петроглифов — древних наскальных рисунков. Более известная точка с петроглифами — находящийся южнее Бесов мыс. Но чтобы их увидеть, понадобится лодка или вездеход. И время. Поэтому поездка к петроглифам — повод для отдельного путешествия.
Пудож производит впечатление города, на который все забили болт. Власти, бизнес, жители. Разбитые улицы, грязь — возможно, это субъективное впечатление, но отсюда хотелось побыстрее уехать.
Зато в сотне километров южнее (это уже Вологодская область) находится одно из красивейших мест Онеги — Андом–гора. До неё нужно ехать 20 километров в сторону от А–119. Половина пути асфальт, половина грейдер. С горы открывается величественный вид на Онежское озеро. Впечатление усиливают обнажившиеся на 30–40 метров над уровнем воды девонские породы возрастом 370 млн лет.
Следующую точку по курсу — Вытегру пытаются превратить в туристическое место: здесь несколько музеев — расстрелянного в 1937 году поэта Николая Клюева, краеведческий, "Водные пути Севера" и Музей боевой славы моряков с подлодки Б–440. Над рекой Вытегрой построен новый широкий пешеходный мост, в городе несколько стендов для туристов.
Но есть одна проблема — как сказали в кассе одного из музеев, в Вытегре нет ни одного общественного туалета. Решить проблему можно, заглянув в кафе, главное, чтобы оно работало.
От Вытегры до Вознесенья меньше ста километров. Здесь круг замыкается. Перед Вознесеньем поворот налево на Петербург, через Подпорожье и Лодейное Поле.
Чтобы увидеть все перечисленные места и погрузиться в атмосферу Севера страны, маршрут можно проехать за 3–4 дня. Если по пути захочется побывать в Кижах и добраться до петроглифов, не хватит и недели.
Говорят, что не стоит с первого раза попытаться увидеть всё. Нужно оставлять повод, чтобы вернуться.