В Петербурге одобрили проект реставрации Триумфальной арки Пальмиры

Автор фото: Пресс-служба админстрации Петербурга
Фрагменты Триумфальной Арки Пальмиры в Сирии
Петербургские реставраторы рассчитывают начать восстановление Триумфальной арки в сирийской Пальмире через несколько месяцев. Специалисты полагают, что возрождение уникального памятника займёт около 3 лет.
Разработанный для этих целей проект представили 11 апреля на расширенном заседании учёных советов Института истории материальной культуры (ИИМК РАН осуществляет научно-практическое руководство), Государственного Эрмитажа и Московского архитектурного института.
Как сообщили в пресс-службе Смольного, в мае работу петербургских специалистов обсудят с международными экспертами в Дамаске, а потом отправят в ЮНЕСКО. В случае положительного решения реставраторы смогут начать работы уже в августе-сентябре 2023 года, рассказала директор Центра спасательной археологии ИИМК РАН Наталья Соловьёва.
"Мы сегодня представляем результат работы целого года. В марте 2022 года мы создали творческий коллектив, в который входят лучшие петербургские архитекторы, археологи и реставраторы. В нашу задачу входило сделать полномасштабное исследование, выполнить все мероприятия согласно протоколу ЮНЕСКО", — отметила представитель Института истории материальной культуры (цитата по Интерфаксу).
Триумфальная арка Пальмиры датирована III веком нашей эры и подверглась значительным разрушениям со стороны международных террористических группировок в 2015 году. После взрыва сохранились только крайние пилоны боковых пролётов памятника (около 40% строения), рухнул главный свод и оказался полностью уничтожен центральный пролёт. При этом у специалистов есть возможность использовать найденные обломки для восстановления арки.
Меморандум о реставрации Триумфальной арки между Генеральной дирекцией древностей и музеев Сирийской Арабской Республики и ИИМК РАН был подписан в марте 2022 года. Как писал "ДП" ранее, участие в проекте принимают Эрмитаж, Архитектурные мастерские Максима Атаянца и "Студия 44". Атаянц как знаток античности отвечает в большей степени за "теоретическую" часть, а представители "Студии 44" прорабатывают технологические вопросы. По словам источников, задействованы в работе и другие фирмы, например реставрационная компания "Ажио".
Во время разработки модели для последующих работ учёные провели полномасштабные археологические раскопки, а также использовали новейшие компьютерные технологии, выполнив цифровую 3D-реконструкцию исторического облика и цифровую трёхмерную модель арки до взрыва. В дальнейшем разработки петербургских специалистов могут использоваться при реставрации других объектов мирового культурного наследия.