Между Россией и Европой окончательно развели все мосты

Автор фото: ТАСС

За год под санкциями торговля между Россией и ЕС просела почти по всем направлениям. И никаких предпосылок к её восстановлению в 2023 году пока не наблюдается.

Все отечественные автомобильные перевозчики в 2022 году попали под санкции Евросоюза — с апреля прошлого года фурам с российскими номерами запрещён въезд в государства ЕС. В октябре правительство России решило ввести зеркальные меры и ограничило въезд европейских грузовиков в страну. Первоначально мера действовала до конца 2022 года, но в декабре срок постановления продлили до 30 июня 2023–го.

Надо жить по обстоятельствам

Рынок с обеих сторон быстро научился работать в новых условиях — теперь российские и западные перевозчики обмениваются прицепами на границе. Однако избежать снижения объёмов торговли всё равно не получилось.
По данным Eurostat, европейский импорт из РФ автотранспортом в 2022 году составил 8,2 млрд евро, что на 30% ниже результата 2021 года — 11,7 млрд евро. Но главными партнёрами России по этому направлению всё равно остаются Германия и Польша. Эти страны в 2021 году завезли фурами товаров из России на 2,1 млрд евро каждая — по итогам 2022 года показатель остановился на отметке 1,4 млрд евро. В относительных цифрах наибольшее сокращение доставок из России автотранспортом у Швеции — со 190 млн евро в 2021 году до 85 млн к концу 2022 года, то есть более чем вдвое.
Европейский экспорт в Россию автотранспортом сократился с 66 до 46 млрд евро — почти на треть. Главным поставщиком европейских товаров в РФ при этом продолжает выступать Германия, которая по итогам 2022 года ввезла в Россию фурами продукции на 11,9 млрд евро. В 2021 году этот показатель был в 1,6 раза выше — 19,4 млрд.
Итоговый результат не столь радикального падения (как, например, в случае с портовыми контейнерными перевозками) грузопотоков через сухопутные автомобильные погранпереходы с Европой — на самом деле следствие воздействия разных и очень неоднородных факторов, замечает основатель N. Trans Lab Мария Никитина.
По её словам, с одной стороны, европейские ограничения в отношении некоторых категорий товаров и отказ части компаний работать с Россией вызывают сокращение оборота. С другой стороны, отказ ряда европейских портов работать с российскими грузами, уход ведущих контейнерных линий с рынка РФ и другие сложности ведут к перетеканию грузов на автотранспорт.
"Поэтому сказать конкретно, что решение по параллельному импорту отразилось на таком–то проценте грузопотока или перецепка на границе привела к значительным приростам, очень сложно. Всё же пока внешнеторговая логистика — это работа “на живую нитку”, никаких системных заключений сделать невозможно и в этом нет особенного смысла. Сегодня надо жить по обстоятельствам. И если рассматривать автотранспорт, то он в этом смысле — наиболее гибкий и перспективный", — рассуждает Мария Никитина.

Оптимизм излишен

Морские перевозки из ЕС в направлении России, по данным Eurostat, в 2022 году обрушились почти трёхкратно — с 11 млрд до 3,86 млрд евро. Объём европейского импорта из России при этом вырос на 21% — с 87,3 млрд до 105,9 млрд евро. Не в последнюю очередь благодаря возросшим ценам на углеводороды, которые наблюдались почти весь предыдущий год. Страны, имеющие развитую инфраструктуру для приёма сжиженного природного газа, в условиях энергокризиса не давали терминалам простаивать.
Например, в Бельгию за 2022 год "приплыло" СПГ из России на 2,3 млрд евро, что в 9 раз больше объёмов 2021 года. Общий объём морского импорта Бельгии из РФ вырос с 5,45 млрд евро в 2021 году до 10,9 млрд по итогам 2022–го.
Аналогично Испания за год нарастила объём закупок российского СПГ с 1,2 млрд до 4,4 млрд евро, а Франция — с 1,8 млрд до 5,5 млрд. Доля сжиженного газа в структуре морского импорта Испании из РФ за год возросла с 20,1 до 59,8%, для Франции значение увеличилось с 20 до 37,9%.
Стоит отметить, что в данных Eurostat не отражены морские поставки СПГ из России в Польшу, Германию и некоторые другие государства.
Учитывая, что в 2023 году уже полностью работает европейское эмбарго на поставки угля, нефти и нефтепродуктов из России, ожидать роста морского грузооборота не приходится. Западные судоходные компании прекратили заходы в российские порты, и общий тренд на ужесточение санкций и отказ от торговли с Россией в ЕС остаётся неизменным, отмечает руководитель отдела аналитики ИАА "ПортНьюс" Виталий Чернов.
"Поэтому, пока геополитический конфликт находится в острой фазе, предпосылок для развития морской торговли с Евросоюзом у России нет. С другой стороны, можно ожидать продолжения транзитной перевалки российских внешнеторговых грузов через порты сопредельных государств, в первую очередь это касается балкерных категорий", — считает эксперт.

Не успели добраться

В результате санкционного давления пострадал также и российский импорт из Европы по железным дорогам — его объём в 2022 году уменьшился в 2,53 раза — с 3,16 млрд до 1,25 млрд евро. Например, товаров из Германии за прошлый год было ввезено на 135,6 млн евро — в 5,34 раза меньше, чем в 2021 году, из Финляндии — на 634 млн евро, что в 1,5 раза ниже показателя 2021 года, по железным дорогам из Словакии прибыло грузов на 116 млн евро — в 4,65 раза меньше, чем в "досанкционном" 2021–м.
Стоит отметить неожиданный рост железнодорожных доставок из Словении — за 2022 год Россия ввезла из балканского государства в 10 раз больше грузов. Объём импорта из Словении по железной дороге за 2022 год составил 24,3 млн евро в сравнении с 2,4 млн евро по итогам 2021 года. В основном Россия закупала электроплиты (общая стоимость ввезённых товаров с кодом 85166 ТН ВЭД выросла со 124 тыс. евро до 11,4 млн). Также на стиральные машины пришлось 3,5 млн евро в объёме торговли, увеличился ввоз и другой бытовой техники.
Единственным логистическим направлением, почти не потерявшим в объёме к концу прошлого года, оказались железнодорожные перевозки из России в сторону Европы — показатель в сравнении с 2021 годом сократился менее чем на 1,5%, до 7,5 млрд евро.
Однако, по мнению Виталия Чернова, это является всего лишь следствием того, что большая часть международных санкций была направлена на морские перевозки, а не на железнодорожный транспорт.