Медиафутбол начали раскручивать с небывалой силой

Автор фото: Коньков Сергей

Пока российский "король спорта" находится в вынужденной международной изоляции, на топовые позиции выдвигается медиафутбол, он же медийный, блогерский или поп–футбол

Если профессиональные футболисты за последний год сделали шаг назад (международная изоляция и исключение из еврокубков не могли не сыграть свою роль), то игроки–блогеры сейчас на подъёме. Сегодня это уже достаточно серьёзная история, с хорошими капиталовложениями и большим охватом аудитории. На матчи с участием звёзд приходит больше народу, чем на многие игры российской премьер–лиги. А трансляции в соцсетях собирают миллионные показатели.
Проблески поп–футбола появились ещё в СССР. В 1970–е и 1980–е годы по стране ездили команды, собранные из известных артистов. Москву представляла команда Ленкома "Авось" с Олегом Янковским, Николаем Караченцовым, Александром Абдуловым, в Ленинграде Кирилл Лавров создал свой коллектив под крышей БДТ.
В российский период по полям и весям гастролировала команда "Старко", собранная из представителей звёзд кино и театра, телеведущих и музыкантов.
Но тогда это было искусство ради искусства, а сейчас превратилось в бизнес на высоком уровне.
Точкой отсчёта современного поп–футбола можно считать 2017 год, когда спортивный журналист Василий Уткин начал снимать сериал про команду любительской футбольной лиги "Эгриси", которой противостояла такая же команда "ФК" блогера Картавого Ника. Смотреть их шоу–матчи приходили несколько тысяч человек.
В то же время видеоблогеры–геймеры объединились в команду 7F United и стали снимать футбольные челленджи. Один из них — Герман El Classico Попков — 2018 году основал команду "Амкал". Спустя 2 года Попков устроил первый крупный медиатурнир. А в прошлом году уже появилась Медиалига — она дала поп–футболу необходимый размах и собрала все главные блогерские клубы.
Сейчас матчи Медиалиги собирают большую аудиторию не только на стадионе (11 тыс. зрителей на финале на "ВТБ Арене" в Москве), но и в соцсетях. В среднем встречи группового этапа в онлайне просматривали 50–60 тыс. человек. Полуфинал между 2Drots и "На Спорте" собрал 127 тыс. пользователей. У того же Попкова 2,79 млн подписчиков на YouTube, у 2Drots — 3,28 млн человек. Никакой профессиональный клуб РПЛ или отдельный игрок не может им составить конкуренции.

Кумиры нового поколения

К примеру, у двух самых популярных российских команд — "Зенита" и "Спартака" — показатели намного скромнее — 543 тыс. и 285 тыс. соответственно. Если ориентироваться на эти значения, то 2Drots в шесть с лишним раз популярнее многократного чемпиона страны из Северной столицы со всеми его многочисленными звёздами–бразильцами.
При таком количестве просмотров есть прекрасная возможность для монетизации контента.
Появилось уже целое поколение юных болельщиков, которые выросли на "Амкале" и 2Drots и мечтают сыграть на поле именно против них — как в своё время против Аршавина и Кержакова.
Появился у Медиалиги и титульный партнёр — букмекерская контора Winline. Суммы, фигурирующие в соглашении, не разглашаются, но, по информации "ДП", на старте переговоров речь шла о контракте на 120–130 млн рублей.
Причём деньги за первый сезон лига практически полностью инвестировала "в продукт" (оплату производства трансляции, аренду тренировочных полей, модернизацию стадиона, где проходили все матчи, закупку мячей и т. д.), а также на призовой фонд (5 млн рублей победителю).
Кстати, у большинства команд есть и свои персональные спонсоры — те же букмекеры, фирмы, производящие экипировку.
Почему же матчи "любителей" стали популярнее, чем матчи профессионалов? Прежде всего в связи с участием в командах новых кумиров молодых людей в возрасте до 25 лет — блогеров, артистов, тик–токеров. На газон выходят Олег Майами, Володя XXL, Даня Милохин, Егор Шип, Александр Тарасов (псевдоним T–Killah).
Есть, конечно, в составах и профессиональные футболисты, которые совсем недавно закончили профессиональную карьеру — по возрасту или из–за травм, — от Александра Филимонова до Дмитрия Тарасова. Но их в составе должно быть не более восьми, а на поле разрешено выходить только четырём.

Шанс для каждого

Ну а главное отличие блогерского футбола от профессионального — доступность для игроков — в прямом и переносном смысле слова. Попасть в команду может практически любой. Такие проекты становятся приютом для тех любителей, которые по каким–то причинам не смогли себя реализовать в большом футболе.
Причём говорить, что шоу–команды серьёзно уступают по уровню мастерам, не стоит — в нынешнем розыгрыше Кубка России впервые получившие возможность проявить себя в официальных соревнованиях РФС "Амкал" и 2Drots прошли несколько этапов, обыгрывая команды второго дивизиона. То есть если разница и есть, то она несущественная.
Как показал тот же Кубок России, блогер–коллективы прекрасно создают шоу. У той же Медиалиги серьёзный уровень показа матчей — 12 камер плюс коптер, трансляциями занимаются сотрудники с "Матч ТВ". Один съёмочный день обходится в 1,5–2 млн рублей.
Для "разжёвывания" моментов арбитры носят на себе микрофоны, их решения оглашаются на весь стадион, игроки оснащены специальными устройствами для дополнительного ракурса показа. Ну и конечно, треш–ток: скандальные пресс–конференции и высокий уровень конфликтности в целом. Это вызывает даже больший интерес публики, чем финты, голы и сейвы вратарей.
Медиафутбол со своей открытостью и постоянной готовностью к движухе и интертейнменту прекрасно зарабатывает. Зарплаты игроков второго дивизиона, а в отдельных случаях и первого уже уступают доходам "блогеров" от футбола. Ведущие клубы Медиалиги сейчас отчисляют до 2,5 млн рублей в месяц на зарплаты и премиальные своих игроков.
Поднимется ли когда–нибудь медийный футбол до того уровня, чтобы стать альтернативой обычному, пока предсказать трудно. Но совершенно точно он захватывает всё больше людей и провоцирует профессиональные команды на открытость, притягивая деньги и коммерческую привлекательность во всю отрасль.
Ведь консерватизм большинства российских профессиональных клубов конвертируется в слабую активность в соцсетях, формальную работу с болельщиками и грустную посещаемость. Много при таких вводных не заработаешь — а значит не инвестируешь в развитие.

Петербург запомнился только "КФ"

К сожалению, Петербург в медиафутболе, в отличие от большого футбола, находится на обочине. Ни один из клубов Северную столицу в Медиалиге не представляет.
Была попытка блогером Никитой Ковальчуком, он же Картавый Ник, "приземлить" полупрофессиональную команду с неброским названием "КФ" в городе на Неве. Шоумен провёл несколько наборов молодых игроков, заключил сотрудничество с петербургским "Динамо".
Каждую игру ФК "КФ", выступающего в любительском чемпионате города, показывали в прямом эфире. Были задействованы два оператора, звукорежиссёр, режиссёр, исполнительный продюсер, несколько журналистов, работающих "впрямую" на матчах. Помимо "Динамо" помощь клубу оказывали Тинькофф Банк и букмекерская контора 1xBet.
Но в среднем матчи "ФК" смотрели от 1,5 тыс. до 5 тыс. человек, ещё по 100–300 приходили на игры. В общем, до конца раскрутить проект Ковальчуку не удалось и он сейчас пробует силы в качестве тренера за границей.
А больше никто из городских клубов на большую орбиту медиафутбола не вышел. Может быть, пока...