"Транснефть" ликвидировала "дочку", ставшую потерпевшей в деле Израйлита

Автор фото: Сергей Вдовин
Валерий Израйлит в 2016 году был арестован, а в 2020-м переведён под домашний арест.
С конца октября перестало существовать ООО "Транснефть — порт Усть–Луга" (ТПУЛ), дочерняя компания ПАО "Транснефть", имеющая статус потерпевшей в уголовном деле основателя порта Усть–Луга Валерия Израйлита.
Компания прекратила деятельность, присоединившись к ООО "Транснефть — Дальний Восток", которое будет доводить ею начатое до победного конца. А это уголовное дело в отношении миллиардера Валерия Израйлита в Смольнинском районном суде Петербурга и личные банкротства двух его подельников, включая бывшего министра обороны Луганской народной республики Олега Бугрова, в арбитраже.
ООО "Транснефть — порт Усть–Луга" зарегистрировано в апреле 2004 года в Кингисеппском районе Ленинградской области. По данным СПАРК, с августа 2013–го 100%–ным владельцем компании являлось АО "Транснефть — Дружба", "дочка" "Транснефти". Согласно СПАРК, прошлый год ТПУЛ закончила с чистым убытком 209,1 млн рублей, но внушительной стоимостью чистых активов — 9,2 млрд. Деятельность компании путём присоединения к ООО "Транснефть — Дальний Восток" прекращена 25 октября 2022 года.
О том, почему это произошло, "ДП" рассказал представитель государственного холдинга.
"ТПУЛ уже довольно давно не осуществляет хозяйственной деятельности, за исключением ведения судебных споров по возмещению ущерба. Штатная численность на момент ликвидации была 5,25 единицы, так как некоторые были заняты неполный рабочий день. Основным активом общества являлась доля в уставном капитале ООО “Транснефть — Дальний Восток”. Основное обязательство — задолженность перед ПАО “Транснефть” по полученным заёмным средствам с учётом процентов в рамках проекта “Балтийская трубопроводная система — 2”. Учитывая необходимость ведения судебных споров и погашения долгосрочных долговых обязательств, произошло присоединение общества к другому с дальнейшим прекращением деятельности, чтобы можно было завершить судебные споры и внутригрупповые расчёты", — сказал представитель "Транснефти", просивший не называть себя из–за опасения попасть под международные санкции.
Ликвидированная ТПУЛ участвует сегодня в трёх судебных спорах.
Во–первых, она имеет статус потерпевшей в уголовном деле в отношении бывшего председателя совета директоров АО "Компания Усть–Луга" и одного из основателей всего усть–лужского порта Валерия Израйлита. Дело слушается в Смольнинском районном суде Петербурга с осени 2019 года. Миллиардера обвиняют в двух эпизодах мошенничества, незаконных валютных операциях и легализации денежных средств.
Претензии следствия касаются финансовых манипуляций с деньгами, выделенными на строительство магистрального нефтепровода "Балтийская трубопроводная система — 2". Якобы вместо новых труб подконтрольные Израйлиту компании укладывали восстановленные старые. Свой ущерб в рамках уголовного дела ТПУЛ оценила в 3,6 млрд рублей, куда вошли затраты на перекладку некачественных, по мнению следствия, труб и потери от выявленного завышения цен, оценённого более чем в 200 млн.
Надо полагать, эти деньги и есть тот долг ТПУЛ перед "Транснефтью", о котором упомянул представитель компании. Но называть сумму долга он отказался.
Ещё два судебных спора, в которых участвует сегодня ликвидированная "дочка" нефтяного холдинга, уже более 3 лет длятся в Арбитражном суде Санкт–Петербурга и Ленинградской области. Это банкротства предпринимателей Василия Нестеренко и Олега Бугрова, инициатором которых выступает ООО "Невская трубопроводная компания" — крупный оператор усть–лужского порта, чьи основные бенефициары глава "Трансмашхолдинга" Андрей Бокарев (32%) и "Транснефть" (26%).
Невская трубопроводная компания — собственно, конечная материковая точка БТС–2, на терминале которой нефть заливается в морские танкеры.
Оба банкрота — участники "трубного дела". Олег Бугров (кстати, бывший министр обороны Луганской народной республики) был представителем поставщика тех самых труб, из–за которых начался скандал. Он рассказал следствию о скупке по всей стране бывших в употреблении труб с 20%–ным дисконтом и поставках их в Усть–Лугу под видом новых по поддельным сертификатам.
Василий Нестеренко, по материалам следствия, организовал подделку этих сертификатов. В 2017 году Дзержинский районный суд Петербурга приговорил обоих к 5 годам лишения свободы (правда, Бугрова, с учётом боевых заслуг, условно).
Остаётся добавить, что ликвидированная "Транснефть — порт Усть–Луга" владела 11,02% долей своего правопреемника — "Транснефти — Дальний Восток". Видимо, 9,2 млрд рублей, в которые СПАРК оценил чистые активы ТПУЛ за 2021 год, и составляли эту стоимость. С 7 ноября они переоформлены на АО "Транснефть — Дружба".