Эль–Фаллуджа переезжает на Бали: феномен пустоты в геополитике

Автор фото: Сергей Коньков
Двух умерших демократов переизбрали в палату представителей США на этой неделе, такой сюжет популярен в американских СМИ. Демократическая партия заручилась поддержкой умерших, иными словами несуществующих более, политиков: 85–летнего Энтони Делуки и 93–летней Барбары Купер.
Феномен пустоты в этом случае выступает забавным казусом сложной избирательной системы, однако не стоит списывать его со счетов. Пустоты в политике, а значит и в мировой экономике становится всё больше. Не той экзистенциальной пустоты, о которой можно с толком и чувством поговорить, зафиксировав "конец истории" вкупе с "закатом Европы", а новостной пустоты, когда в "пятне света" находится то, что не существует.
Ровесник умерших политиков Джо Байден на днях снова удивил общественность, поведав, что войска России уходят из Эль–Фаллуджи. Иракский город, где армия США понесла потери почти 20 лет назад, становится ещё одной знаковой оговоркой, события на Украине и в Ираке пожилой американский лидер путает не впервые.
Пустоты тут не усмотреть, разве что повод пустой, но всё о том же, о несуществующих событиях. К слову, неприезд лидеров России и Украины на саммит G20 с энтузиазмом обсуждается последние 3 месяца, с каждым разом становясь всё злободневнее и острее. Разумеется, встреча такого уровня могла бы дать ответ на вопрос "что дальше?", но обсудить его в итоге будет не с кем. Ведь всё же они не приедут, а только "донесут позицию" с экрана.
Вопрос меж тем не праздный, экономистам, в отличие от политиков, отвечать на него необходимо конкретно, поквартально, с чёткими "сигналами рынку". Эльвира Набиуллина предусмотрительно стелет соломку, намекая, что хоть всё идет к базовому жёсткому сценарию в экономике, но идёт управляемо. "Я так не люблю искать дно", — признаётся глава ЦБ.
Падение в пустоту, вопреки мрачным прогнозам, российской экономике не грозит. Каким будет этот самый пресловутый "отрицательный рост", пока тоже сказать нельзя. Глава Сбербанка Герман Греф уверен, что главная проблема — именно в пустоте. Точнее, в уходе иностранных компаний из России, что приведёт, по его убеждению, к отсутствию конкуренции, а значит, к рынку без инноваций. Можно ли считать экономику РФ рыночной или плановой — вопрос дискуссионный. Но очевидно одно: свято или нет, но место пусто не бывает. Вопрос в ином. Перефразируя Сартра, раз у геополитики внутри дыра размером с Бога и каждый заполняет её как может, то чем и кто будет заполнять уже совсем не новостную пустоту?