Онлайн-продажи лекарств упёрлись в рецептурные запреты

Автор фото: ТАСС

Объём онлайн-продаж аптечного ассортимента по итогам полугодия вырос более чем на 50%. Дальнейший рост сдерживает запрет продажи рецептурных препаратов.

По итогам первого полугодия суммарный объём российского онлайн–рынка лекарств составил 142,5 млрд рублей. По сравнению с прошлым годом он вырос на 51,3%. В исследовании RNC Pharma сообщается, что доля e–com в общем объёме фармрозницы, включая продажи парафармацевтики, составила 16,4%. В тройке лидеров — "Аптека.ру", "Еаптека" и "Ригла". Единственная петербургская компания, вошедшая в рейтинг, — "Алоэ" (ранее "Эдифарм"). Она заняла 19–ю строчку.
Вместе с тем на прошлой неделе Госдума в первом чтении приняла законопроект о проведении эксперимента по онлайн–продаже рецептурных лекарств (Rx–препаратов) в Москве, Московской и Белгородской областях.
Директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма" Николай Беспалов отмечает, что после пилотного проекта (он продлится до 1 марта 2026 года) потребуется принятие отдельного постановления, разрешающего продажу рецептурных лекарственных препаратов онлайн. "В теории полноценная работа может быть запущена до конца 2026 года, но на практике этот процесс может растягиваться бесконечно долго. Поручение президента об организации онлайн–продажи Rx–препаратов сейчас фактически саботируется. Совершенно непонятно, почему пилот рассчитан на 3 года", — говорит эксперт.
Пилот в рамках внедрения глобальной системы маркировки лекарств длился год, притом что он предполагал значительные инвестиции со стороны всех участников рынка. Соответственно, все элементы онлайн–продажи препаратов были протестированы. "Да, у нас нет системы электронных рецептов, но у нас нет и системы обычных бумажных рецептов. 90–95% всех продаж Rx–препаратов в аптеках происходит без рецепта", — подмечает Беспалов.
Такая ситуация тормозит развитие рынка: действующие игроки не могут развернуть нормальный сервис. Причём иногда речь идёт об одном и том же препарате, но в разных формах выпуска. Потребитель этого знать не может и, получая отказ в доставке, оставляет о сервисе не самые приятные впечатления.
Эксперт считает, что всё это ограничивает размер чека, делая экономику процесса онлайн–продажи не такой интересной, а иногда и убыточной для организации.
Генеральный директор онлайн–сервисов Pharmedu и "Киоск фармацевта" Татьяна Ходанович согласна, что инфраструктура по доставке полностью готова. Интернет–аптекам не принципиально, что именно отправлять, электронный рецепт тоже работает, определён ассортимент. Осталось только дождаться финального разрешения.
По оценке RNC Pharma, к концу года общая доля e–com сегмента будет находиться в интервале 16,2–16,8%. Разрешение доставки рецептурных препаратов даст возможность за несколько лет нарастить её до 20–25%. Структура заказов изменится в пользу роста доставки и сокращения бронирований.