Миллиардер Ильичёв не смог взыскать почти 100 млн рублей с гендиректора "ЛОМО"

Автор фото: Ваганов Антон
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти завершил рассмотрение иска акционера ЛОМО Василия Ильичёва (владеет 25,09% акций) о взыскании 98,8 млн рублей убытков, ответчиком по которому выступал гендиректор ЛОМО Александр Аронов.
Повод к разногласиям дали сделки предприятия по продаже недвижимости в Петербурге и Ленобласти, совершённые в 2018 году. В Северной столице компания избавилась от земельного участка со зданием на Чугунной улице и участка на Полюстровском проспекте, в Выборгском районе Ленобласти — от трёх участков, пансионата–гостиницы "Лада" и семейной базы отдыха. Перед заключением этой сделки ЛОМО получило консультации и коммерческую оценку недвижимости.
Приобрело эти объекты петербургское ООО "Истра", занимающееся санитарно–техническими работами и монтажом отопительных систем и систем кондиционирования воздуха. Компания, по данным сервиса "Контур.Фокус", полностью принадлежит Игорю Куликову.
В суде Василий Ильичёв (№ 172 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2021) аргументировал свою позицию занижением стоимости объектов, в частности, мнением экспертов центра оценки "Петербургской недвижимости".
Судебная экспертиза оценила коммерческую стоимость всех объектов на момент продажи в 44,13 млн рублей. А предприятие выручило за них 55 млн. В итоге арбитраж отказался взыскать убытки с Александра Аронова (№ 215 в рейтинге).
В решении суда указано, что эти сделки и отчёт о них рассматривались советом директоров ЛОМО, избавление от непрофильных активов было признано обоснованным. Кроме того, арбитраж отметил: на тот момент Василий Ильичёв являлся председателем совета директоров ЛОМО и никаких замечаний о противоправности, недобросовестности и неразумности этих сделок не высказал.

Продолжение следует…

Василий Ильичёв заявил "ДП", что уже обжаловал отказ суда взыскать убытки с Александра Аронова (апелляционная жалоба есть в распоряжении "ДП"). Если сформулировать кратко, то выводы арбитража не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. К примеру, не было одобрения спорных сделок на совете директоров ЛОМО. Они якобы лишь были включены в итоговый отчёт о работе предприятия, который и был утверждён советом.
Вместе с тем Инна Иваникова, руководитель направления "корпоративные споры" юрфирмы "Лемчик, Крупский и партнёры", считает решение суда абсолютно обоснованным и полагает, что перспектив к отмене оно не имеет. "ЛОМО при отчуждении недвижимости получило 55 млн рублей, судебная экспертиза оценила данный комплекс объектов в 44 млн рублей. То есть сделка не только не принесла убытков, но и, напротив, была выгодна", — поясняет эксперт. Кроме того, она обращает внимание на проведение ЛОМО due diligence (процедура составления объективного представления об объекте инвестирования): стоимость имущества обоснована профессиональными оценщиками. "Получается, что Александр Аронов действовал как разумный директор в интересах компании", — делает вывод Инна Иваникова.
В ЛОМО на запрос "ДП" не ответили.

Землю — на продажу!

В 2020 году ЛОМО продало пансионат "Нева" (Сочи), расположенный по соседству с резиденцией президента "Бочаров ручей". За 996 млн рублей эту недвижимость приобрело ООО "Управляющая компания “Мегаполис–Инвест”". Однако, по мнению Василия Ильичёва, "Нева" стоила на момент продажи более 1,8 млрд рублей (такую оценку дала "Петербургская недвижимость"). Впрочем, судебный процесс об оспаривании этой сделки завершился мировым соглашением с "Мегаполис–Инвестом". В самой же "Неве" были проведены масштабные работы: недвижимость переделывали под апартаменты. Тогда Василий Ильичёв заявлял "ДП", что намерен взыскивать убытки с гендиректора Александра Аронова.
Между тем ещё в прошлом году Марина Зверева, заместитель гендиректора ЛОМО, рассказывала "ДП", что продажа непрофильных активов будет продолжена на основании анализа стоимости владения такой недвижимостью, а также рыночных цен продажи, которые будут определены независимыми оценщиками. Сейчас, как недавно писал "ДП", ЛОМО готовит к реализации два имущественных комплекса — на улице Оптиков, 4, и на улице Михайлова, 11. Всего планируется продать более 18,5 га земли.

Обычная практика

Светлана Шлюнько, старший юрист юридической практики компании "Кэпт" (ранее КПМГ), отмечает, что спрос на промышленные участки, особенно в Москве и Санкт–Петербурге, всегда был высоким. "Это объясняется тем, что промышленные объекты располагаются на территориях, которые представляют особый интерес для девелоперов в силу градостроительного потенциала", — говорит она.
"Предприятия за счёт продажи недвижимости в городской черте получают и средства на переезд, и дополнительный доход", — добавляет Руслан Мухаметшин, руководитель департамента консалтинга и оценки консультационной группы "Прайм Эдвайс". Однако бывают и исключения, когда избавление от крупных активов привело к прекращению деятельности предприятия. Например, как в случае с "Севкабелем", от которого в Петербурге осталось только креативное пространство, напоминает эксперт.
Но в этом году активность инвесторов по приобретению непрофильных активов снизилась, говорит Светлана Шлюнько. Сейчас, по её мнению, на рынке можно приобрести участки с большим дисконтом, поэтому промышленные предприятия придерживают непрофильные активы.