Дорогое побратимство: как Петербург будет восстанавливать Мариуполь

Автор фото: "ДП"/ ТАСС

Власти Петербурга собираются заключить с Мариуполем соглашение о побратимстве и помочь с восстановлением города. И пока одни эксперты видят у этих приморских городов много общего, другие сомневаются, что Северная столица справится с поставленной задачей, в том числе — из-за нехватки финансов. "ДП" узнал о взаимодействии городов-побратимов и разбирался, чем Петербург может помочь своему потенциальному "родственнику".

О решении "породнить" Петербург и Мариуполь Александр Беглов сообщил 24 мая, после разговора с главой ДНР и руководителем городской администрации. Проведя параллель с блокадным Ленинградом и напомнив об исторических связях, градоначальник обозначил главное — оба города имеют мощнейший промышленный потенциал и портовую инфраструктуру. А значит и "оказать содействие в возрождении" Мариуполя город на Неве способен как никто другой.
На следующий день после этого стало известно, что петербургские инженеры, строители и логисты помогут с восстановлением Октябрьского района Мариуполя. Беглов уточнил, что города уже начали взаимодействие по четырём направлениям, а "конкретные действия" последуют за формированием команд профильных специалистов. При этом говорить об условиях сотрудничества и возможных финансовых тратах в Смольном пока не готовы.

Жест доброй воли

Традиция городов-побратимов зародилась в 1942 году. Тогда жители британского Ковентри, который был практически разрушен во время немецких бомбардировок, организовали сбор средств для находившегося в таком же состоянии Сталинграда. Вместе с собранными деньгами ковентрийцы передали скатерть, на которой вышили свои имена и послание: "Лучше маленькая помощь, чем большое сожаление". Спустя два года Сталинград и Ковентри заключили первое в мире соглашение о дружбе и сотрудничестве.
Сейчас эта практика распространена по всему миру. У одного только Петербурга до недавнего времени было более 90 городов-побратимов, но после начала военной спецоперации их количество сократилось. В том числе — за счёт расторгнувшего соглашение финского Турку — первого "брата" Северной столицы. Доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций СЗИУ РАНХиГС и кандидат политических наук Ольга Дегтярёва отмечает, что дипломатические отношения между городами имеют под собой куда более прочный фундамент, чем может показаться на первый взгляд.
"На практике культурное взаимодействие городов-побратимов логически укладывается и в другие плоскости. Помимо обмена делегациями, создания колоссально значимых образовательных программ, речь в том числе идёт об экономических отношениях, взаимодействии предприятий и бизнеса. Поэтому от разрыва отношений между городами страдает и местное население, как это было во время пандемии. Сейчас в том же Турку у многих петербуржцев есть недвижимость, у кого-то дети учатся в Финляндии и из-за санкций им теперь очень сложно переводить деньги. Так что речь прежде всего о взаимодействии на уровне населения, исторической памяти", объясняет Дегтярёва.

Где-то уже было

В качестве примера доцент приводит Петербург и Харьков, которые стали побратимами ещё в 2003 году. Более 10 лет их объединяли партнёрство "Киров-Энергомаша" с украинским "Турбоатомом", образовательные программы СПбГУ и Харьковского университета, общение ветеранских организаций, визиты туристов и многочисленные культурные мероприятия — тот же фестиваль Клавдии Шульженко. Однако после 2014 года дипломатические отношения ухудшились: на российское консульство в Харькове совершались нападения, совместные программы и дипломатическое взаимодействие зашли в тупик, а поездам, которые отправлялись в сторону Москвы и Петербурга, впервые за долгие годы перестали включать "Прощание Славянки".
"Отмена подобных традиций отчасти информационная война. Она обусловлена политикой [соседнего] государства и направлена на подрыв культурных связей. В Новосибирске, который до недавнего времени тоже был побратимом Харькова, в своё время проживало более 20 тыс. украинцев: по сути это такой же академгородок с физиками-ядерщиками. Если посмотреть на историю многие вспоминают архитектуру: даже центры Петербурга и Харькова чем-то похожи", напоминает эксперт.
О влиянии Северной столицы на Харьков и Мариуполь также говорит искусствовед и архитектурный критик Владимир Фролов. Специалист напоминает, что после окончания ВОВ ленинградские архитекторы не только занимались восстановлением городов по всему СССР, но и создавали уникальные ансамбли в 1930–1940 годах, в том числе — на территории Севастополя. Послевоенная архитектура Мариуполя также частично формировалась под влиянием ленинградской архитектурной школы.
Автор: Ермохин Сергей
"Об этом говорит и визуальное впечатление: можно просто посмотреть на фотографии [улиц] и увидеть, что эта связь присутствует. В каком-то смысле все города-порты похожи между собой. В Петербурге можно увидеть и что-то от Венеции, и от Константипоноля. Наверное, архитекторы и проектировщики испытывают определённое вдохновение, когда могут увидеть будущие здания в водной перспективе... Безусловно, чувство контекста большинства петербургских архитекторов позволит не только опираться на существующие или исторические прообразы, но и добавить что-то новое", — считает Фролов.

Земля обетованная

Схожесть Петербурга и Мариуполя прослеживается и в других аспектах: оба появились в XVIII веке, образованы в устьях рек, имеют доступ к морю и даже статус крупных промышленных центров города получили единовременно, к началу XX века. Ольга Дегтярёва полагает, что сотрудничество Мариуполя и Петербурга на уровне тех же машино- и судостроительных заводов будет наиболее выгодным, поскольку такое взаимодействие уже происходило до обострения ситуации.
"Промышленность разных регионов изначально связана — все так или иначе поставляют что-то друг другу. Тем более, что там ещё в советский период заложены большие мощности и есть ниши, которые никто не может занять. В этом смысле обмен комплектующими с предприятиями в том же Харькове был жизненно важным процессом, который складывался годами", — объясняет эксперт.
Очевидно и то, что оба города имеют важное стратегическое значение. Созданный как центр чёрной металлургии, Мариуполь превратился в город-порт с высоким потенциалом, подъездными путями и логистикой.
Автор: Тихонов Михаил
Заместитель Главнокомандующего ВВС РФ по вопросам Объединённой системы ПВО государств-участников СНГ до 2007 года и военный эксперт Айтеч Бижев напоминает, что во времена СССР в Мариуполе стояла зенитно-ракетная бригада и работала усиленная система ПВО. Кроме того, рядом с той же "Азовсталью" находятся залежи ториевых песков, который можно использовать для создания ядерного оружия. С учётом нынешней неспокойной обстановки важность этих территорий многократно возрастает. Часть опрошенных "ДП" экспертов предположила, что после восстановления инфраструктуры Мариуполь в том числе сможет зарабатывать за счёт своего туристического потенциала, однако заглядывать так далеко пока рано.

Опыт есть

После окончания Второй Мировой войны к масштабной реконструкции в освобождённом Ленинграде, Новороссийске, Твери, Волгограде, Кишинёве, Великом Новгороде и Севастополе привлекали лучших специалистов, а работе "на земле" предшествовала большая подготовка. Поскольку побратимство подразумевает сотрудничество городов на равных, заключая соглашение Петербург и Мариуполь должны разграничить полномочия между местными властями и городом-побратимом, уверен Айтеч Бижев.
"Город считается восстановленным, когда организована жизнедеятельность: ходит общественный транспорт, открыты школы, поликлиники, детские сады, работают органы власти и местного самоуправления, восстановлены коммуникации, подана обеззараженная вода, созданы минимальные условия для людей, чтобы они могли вернуться в дома и к работе. Прежде всего будет восстановлено железнодорожное сообщение и дорожно-автомобильная сеть, дальше морское сообщение, перечисляет генерал-лейтенант. —После Второй мировой за очень короткий период восстанавливались города и целые регионы: Калининград, Волгоград, Прибалтийские страны. Где-то через 10 лет следов войны просто не было. Думаю, что в течение 3–5 лет всё будет восстановлено, как это было в Грозном [после Второй чеченской войны]".
Экономисты такого положительного прогноза не разделяют, поскольку сначала предстоит установить масштабы реконструкции. В конце апреля в Киеве заявляли, что те или иные повреждения в Мариуполе получили 90% домов, а 40% необходимо отправить под снос. Если брать за основу эти данные, получается, что строить "с чистого листа будет" гораздо дешевле и проще, чем восстанавливать и вывозить разрушенное.
Не стоит забывать и о том, что восстановление городов после Второй мировой происходило в том числе за счёт репараций. Директор образовательной программы "экономика" кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Артём Голубев напоминает, что Германия смогла осуществить эти выплаты только благодаря огромным кредитам от США. К слову, план Маршала предполагал выдачу таких кредитов и Советскому Союзу, однако по идеологическим мотивам СССР брать деньги у США отказался.

А денег нет

Вопросы идеологического характера актуальны и сегодня: история с шефством российских регионов над пострадавшими территориями позволит федеральному центру дистанцироваться от происходящего в политическом смысле. Ведь если помощь идёт от города-побратима, это вызовет куда меньше спекуляций на тему дальнейших планов РФ.
Та же Ленинградская область весьма оперативно включилась в восстановление Енакиево (ДНР). Причём региону удалось не только достигнуть договорённостей о размещении модульного асфальтного завода, но и сказать, какие суммы будут потрачены в обозримом будущем. По словам вице-губернатора по транспорту и ТЭК ЛО Сергея Харлашкина, только восстановление дорожной инфраструктуры обойдётся примерно в 2 млрд рублей. И это уже не говоря о намерениях обновить систему ЖКХ, оборудовать школьные классы и помочь с современным медоборудованием. Плюс ко всему — помощь беженцам, которые уже находятся на территории региона. И даже если на первых порах на это будет уходить местный бюджет — в дальнейшем без помощи Москвы ни Ленобласти, ни Петербургу, ни другим российским регионам не обойтись. Особенно если учесть, что 2/3 из них регулярно получают подпитку в виде субсидий.
"Позволить себе помогать могут субъекты РФ с профицитом бюджета, а у Петербурга он последние несколько лет выходил с дефицитом. Создавать его целенаправленно — тоже глупо: если деньги не потрачены в течение года, большой вопрос, как федеральный центр распределит их в следующий раз. Получается, либо надо урезать расходы своего субъекта, либо где-то взять средства, что очень сложно в условиях экономического кризиса. Поэтому скорее всего регионы будут оказывать преимущественно консультативную помощь, а если деньги и будут выделяться из регионального бюджета, то и в дальнейшем попробуют компенсировать ", — говорит Голубев.

По сусекам

Доцент полагает, что частично инвестиции могут поступить от привлечённых к работе петербургских застройщиков. Однако такое партнёрство будет эффективно, если помимо господрядов компании получат дополнительные земельные участки или право арендовать интересующие их объекты (похожий опыт можно наблюдать при строительстве олимпийских объектов в Сочи). При этом размер преференций в данный момент является едва ли не определяющим фактором.
"С одной стороны застройщики могут неплохо заработать, но не стоит забывать о росте цен на стройматериалы. Проблемы могут возникнуть и при коммерческой реализации проекта: вряд ли кто-то захочет покупать квартиру в разрушенном городе по рыночным ценам. Плюс в случае с государственно-частным партнёрством велика коррупционная составляющая, да и финансирование прежде всего ляжет на плечи налогоплательщиков, а налогов больше явно не станет", —рассуждает эксперт.
Увеличить ликвидность, напечатав $9 трлн как ФРС США, у России с нынешним положением рубля явно не получится. Да и с размещением ценных бумаг федеральное правительство не спешит — дорого, пока ставка не упала хотя бы до 10%. Учитывая, что плотность по размещаемым облигациям у региональных субъектов РФ должна быть не менее 13–14%, уже к осени обслуживать такой долг будет довольно непросто. Опасения вызывают и прогнозы Минфина, который ожидает значительный дефицит бюджета во втором полугодии.
"Мы явно пока не в том положении, чтобы включать печатный станок и серьёзно за счёт этого увеличивать свою экономику и восстанавливать чужую. Это потребует огромных денежных вложений, десятки триллионов рублей. Относительно свободные средства есть только в ФНБ. Но учитывая предстоящее повышение индексации, МРОТ и т.д. нам они в сложившейся ситуации и самим пригодятся. Да и военные действия пока продолжаются, это тоже затраты. Главным остаётся вопрос о статусе этих территорий, а для этого должны сформироваться дипломатические связи. Но Украина пока явно не готова подписывать мирный договор. К тому же, если мы призовём "помочь всем миром", чётко разделяя восточную и западную Украину ООН и другие международные организации едва ли будут помогать её восточной части", отмечает Голубев.

Некуда бежать

Эксперт полагает, что подшефными территориями могут заняться госкорпорация или ведомство, которые создадут на период восстановительных работ. Кроме того, российские и региональные власти могут обратиться к опыту стройотрядов, и привлекать к работе не только профильных специалистов, но и волонтёров. Нередко к восстановлению городов привлекают военных, поэтому в качестве рабочей силы подойдут и солдаты срочники, а профессиональных строителей вполне могут отправлять на рабочие вахты.
Однако говорить о том, что вложенные усилия окупятся в ближайшие годы не приходится. Только на застройку отдельных районов Петербурга и Ленобласти потребовались десятки лет и сотни миллиардов рублей, а на восстановление Мариуполя могут потребоваться триллионы. После сноса той же "Азовстали" освободится 11 км2, а значит на их застройку и развитие тоже потребуются деньги и время. В лучшем случае — при условии достойного финансирования и быстрых темпах — на восстановление одного города может потребоваться 7–8 лет, сейчас — как минимум 15–20 лет.
"Проблем много и пока непонятно, откуда планируют финансировать. Если из ФНБ логично возникает вопрос: как от этого улучшится наше национальное благосостояние. Про сотрудничество с Белоруссией тоже много говорят. Но ВВП за последние 30 лет благодаря этому колоссально не вырос, да и российские компании вряд ли многократно увеличили производство и поставки. Только на сэкономленных за эти годы субсидиях по нефти и газу а это около 100 млрд долларов по всей России могли реально качественно сделать дороги. И это я уже не говорю об огромных долларовых кредитах и политических моментах по Крыму, Абхазии, Южной Осетии. И если подшефные территории Украины впоследствии станут для РФ чем-то вроде Белоруссии, когда и какую выгоду от этого получит Россия неочевидно. Особенно если учитывать, в каком состоянии находятся эти регионы", резюмирует Голубев.
Финансовые трудности ожидают и США с Европой. Конечно, обладая самыми востребованными валютами в мире, Запад сможет реализовать долговые бумаги и частично закрыть выпадающие траты. Однако из-за роста цен и нехватки продовольствия в менее обеспеченных странах может повториться сценарий Арабской весны, после чего ЕС неизбежно столкнётся с новым притоком беженцев на фоне энергетического кризиса и станет для США весьма ощутимым балластом. А поскольку винить в случившемся закономерно будут Россию, надеяться на смягчение санкций и улучшение ситуации в обозримом будущем не приходится.
Не стоит надеяться и на действенную поддержку со стороны Китая, который прежде всего заботится о собственном благополучии. Последние месяцы показали, что если потери от вторичных санкций превышают для КНР пользу от ведения бизнеса в России — китайские компании просто уходят с рынка — тихо и без заявлений. Разве что говорят: "Да-да, конечно! Будем рады с вами ещё посотрудничать. Но когда-нибудь потом..."