Снялся с дистанции: как уход "Ситимобил" скажется на рынке такси

Автор фото: Артем Геодакян/ТАСС

Революции на рынке такси ждать не стоит. Однако поездки подорожают.

Согласно решению акционеров компании, сервис городской мобильности "Ситимобил" прекращает свою работу 15 апреля. Компания является проектом ВК и "Сбера".
На рынке останется работать каршеринг "Ситидрайв" и кикшеринг "Юрент". Собственного автопарка в Петербурге у "Ситимобила" нет, так же как и штата. Водители партнёров не являются сотрудниками компании, а автомобили не принадлежат ей. В Петербург компания пришла в 2019 году, но вообще "Ситимобил" проработал 15 лет и за это время стал вторым по доле рынка сервисом после "Яндекс.Такси".
Не так давно в Петербурге прекратил деятельность и эстонский сервис Bolt, проработавший около 3 лет. Ранее компания также пыталась развивать на берегах Невы одноимённый кикшеринг, но уже в 2021 году его самокатов не улице было не встретить. А осенью прошлого года Bolt полностью тихо ушёл с рынка. На протяжении нескольких месяцев найти машину для выполнения поездки в приложении сервиса было почти невозможно.
О своём уходе с российского рынка в феврале этого года также сообщал китайский агрегатор DiDi. Слухи о его появлении в Петербурге ходили ещё год назад, но сервис так и не зашёл ни сюда, ни в Москву, ограничившись некоторыми регионами страны. Впрочем, по сообщениям ряда СМИ, DiDi всё же остаётся в России, хоть и снижает активность.

Не будем усложнять

В результате всех этих перемен петербургский рынок продолжат делить "Яндекс.Такси", "Таксовичкоф", Gett, "Такси 068", Maxim, "Такси Дёшево", "Такси 6000000" и ряд небольших местных сервисов. При этом о настоящей конкуренции говорить сложно. Хотя с этим согласны не все игроки.
"У нас и так монополия на рынке такси — “Яндекс” купил “Везёт”, Uber давно принадлежит им же. Остальные крупные игроки давно не выдержали конкурентной борьбы", — делятся мнением в городском сервисе "Такси Дёшево".
В такси "Максим" замечают, что настоящая монополизация фактически произошла в Москве. Столичный рынок такси зарегулирован и колоссально дорог для бизнеса, ситуация там вряд ли изменится. В Петербурге при этом своя очень сложная специфика, отличающая рынок от любых других регионов. В компании уверены, что конкуренция всё же сохраняется.
Представители такси "Максим" напоминают, что до засилья агрегаторов на рынке происходило то же самое — таксопарки закрывались и открывались постоянно. В новой истории одни компании не смогли предложить пользователям что–то новее и лучше, чем уже есть. Или просто не встроились в рынок, не сумев конкурировать на уровне сервиса. Другие же пострадали от внешних экономических обстоятельств.
"Почти все наши основные конкуренты были убыточными и жили за счёт инвесторов для ускорения роста. Теперь это обернулось против них. Сейчас мы ещё раз убедились в правильности бизнес–модели сервиса “Максим”. Наша компания всегда развивалась исключительно за счёт собственных средств, мы не привлекали внешних инвестиций, отказывались от соблазна выйти на IPO. В итоге остаёмся независимой от инвесторов и прибыльной компанией", — подчёркивает руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси "Максим" Павел Стенников.
В петербургском "Такси 068" рассказывают, что появление новых мобильных приложений от иностранных или отечественных IT–компаний не приводит к увеличению спроса на поездки со стороны пассажиров или увеличению числа автомобилей на дорогах города.
К примеру, тот же Bolt начал работу в Петербурге, купив небольшой действующий таксопарк. Но не смог предложить своим клиентам неведомого ранее качества или комфорта, отмечают в "Такси 068". Едва ли что–то новое получили пассажиры такси в Казани или в других регионах с приходом китайского приложения DiDi.
"Монополия долгие годы создавалась “Яндекс.Такси”. В течение нескольких лет корпорация дотировала водителям дешёвые поездки пассажиров, демпингуя и вытесняя независимых игроков рынка. И когда классические компании такси стало возможно пересчитать по пальцам одной руки, цены на поездки вернулись к рыночным. А подорожания в час пик объясняются сложной работой алгоритмов", — считают в "Такси 068".

Дорого обойдётся

На потребителях уход крупного игрока рынка всё же скажется, но не очень сильно, полагают представители отрасли. Ведь уходит один из агрегаторов, а перевозчики на рынке остаются те же. Павел Стенников уточняет: на практике это означает, что пассажиры и водители удалят одно приложение в смартфоне и будут пользоваться другими. Машины на заказы будут присылать компании, которые продолжают работать и конкурировать. Многие готовы принять к себе партнёров–перевозчиков "Ситимобила".
В "Такси Дёшево" предполагают, что "Ситимобил" последнее время из–за отсутствия водителей завышал цены и получал всё меньше заказов. Поэтому ситуация на рынке Петербурга сильно не изменится.
Тем не менее в ближайшее время пассажиров вполне может ждать повышение цен. Подорожание горючего, запчастей для автомобилей и общая ситуация на рынке не могут не отразиться на итоговой стоимости поездок в такси. Представители рынка особо подчёркивают, что тарифы они не меняли уже более 3 лет.
Вопрос о возможности появления новых игроков вызывает споры на рынке. Одни считают, что в текущих рыночных условиях это невозможно. Другие уверены, что на рынке Петербурга обязательно рано или поздно появятся новые сервисы, которые будут развиваться по уже понятным стандартам.
Также первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал уверен, что можно прогнозировать дальнейшее развитие сервисов "Яндекса", который уже показал способность быстро расширяться в любых условиях.