Только для своих: Петербург через боль адаптировался к отсутствию иностранцев

Автор фото: shutterstock

В грядущем сезоне Петербург останется практически без иностранных гостей. Городу пора переориентировать свой туристический бренд на состоятельных азиатов, а отелям — налаживать собственные каналы продаж.

Проводить лето без иностранцев Петербургу уже приходилось: 2 года назад планы нарушил коронавирус. Теперь же Северная столица готовится встречать сезон как день рождения, на который никто не пришёл. Прогнозировать поток европейцев не приходится, американцев — тем более. Рейсы из КНР пока ограничены, и неясно, как скоро восстановится привычный режим перелётов. Гости из арабских стран обеспечивают поток, как правило, только самым дорогим гостиницам. А из остальных стран и раньше приезжали не так часто.

Учите китайский!

Выезжать за границу летом 2022 года тоже будет очень непросто. Дорогая валюта, сложности использования банковских карт за рубежом — всё это делает россиян фактически закрытыми в стране и стимулирует путешествия внутри.
"По показателям 2021 года мы увидели, что внутренний туризм может заместить иностранных туристов. Поэтому я не вижу проблем в части загрузки гостиниц. Также мы рассчитываем на приток туристов из стран Ближнего Востока, арабских стран — это платёжеспособная публика. В этих экономических условиях замещение европейских туристов и граждан США становится возможным", — считает владелец и генеральный менеджер гостиницы "Гельвеция" Юнис Теймурханлы.
Туроператоры, отельеры и другие представители HoReCa рассчитывают на гостей из Поднебесной. Однако, как указывает председатель правления JVC Indigo Development Роман Еремян, бизнесу необходимо решить, какому срезу китайских туристов они собираются предложить свой продукт. Первый вариант — гнаться за количеством, но тогда получать относительно низкий доход с каждого туриста и быть готовым, что объекты размещения окажутся переполнены. "Нужно понять, готов ли Петербург стать “архитектурным Диснейлендом” для бюджетных китайских туристов, не вызовет ли это напряжения в обществе. Альтернативой может стать привлечение людей с более высоким уровнем дохода: интеллигенции, не отличающейся по уровню образования и самосознания от европейцев. Но тогда нужно понимать, что мы можем им предложить как представителям совершенно иной культуры, чем наша, — разъясняет Еремян. — Сейчас в Китае распространяется позитивный образ России, и такой момент упускать нельзя".
Партнёр Центра стратегического консалтинга Наталия Белякова напоминает, что сначала ядро китайского турпотока в Петербург составляли профсоюзные отпускники с низкой платёжеспособностью. Также город уже давно оценил возможность китайского бизнеса формировать вокруг своих соотечественников самостоятельный контур сервисов и финансов. Поток из Поднебесной рос, но прибыль в казну была ниже расчётного потенциала. Страдало и качество услуг — контент экскурсий, реальное происхождение сувениров и др. Петербург стал предпринимать меры по привлечению "дорогих товарищей": за туристов из китайских городов первого и второго уровня соперничают топовые дестиции Европы. С 2018 года действовала система tax free, что при хорошей работе байеров ДЛТ придавало городу дополнительную ценность в глазах шопоголиков Поднебесной. Появились отели, адаптированные под китайские потребности.
"Логика работы с Китаем Петербургу знакома. Это однозначно трактуемое, не допускающее лакун правовое поле; сервис стандарта China Friendly; таргет на миллениалов и центениалов в каналах Tencent; развитие традиций образовательного туризма; формирование новой мифологии “того самого Ленинграда”. Петербург конкурентен в борьбе за китайских путешественников новой волны, для которых “красный туризм” уже не мощный магнит, как для их родителей. Оставаясь “городом трёх революций”, он сегодня может куда больше", — говорит Белякова.
Статус центра притяжения деловых туристов городу станет поддерживать сложнее: западные предприниматели нескоро возобновят командировки. А ведь начался год плодотворно. "Спрос на отели города со стороны представителей бизнеса вырос в I квартале в 2 раза по сравнению с прошлым годом и превзошёл показатели 2019–го на 8%. Однако с началом спецоперации средняя продолжительность проживания вернулась к двум ночам, а число ночей, которые бизнес–туристы провели в отелях Петербурга, не достигло доковидных объёмов", — рассказала "ДП" управляющий директор компании "Аэроклуб" Юлия Липатова.

Необнуляемый налог

Власти, судя по всему, отдают себе отчёт в том, что отрасль нельзя бросать на произвол судьбы. На днях Ростуризм анонсировал обнуление ставки НДС для гостиниц и других средств размещения. Для уже работающих гостиниц нулевая ставка будет действовать до 30 июня 2027 года. Для новых объектов и прошедших реновацию — в течение 5 лет с момента ввода в эксплуатацию. Но игроки рынка не считают эти меры действенными.
Роман Еремян сравнивает их с "лечением переломов подорожником". Как он объясняет, около 93% отелей страны и так не платят НДС, потому что работают по упрощённой системе налогообложения. Вводить нулевую ставку на 5 лет бессмысленно: инвесторам неинтересно сначала жить несколько лет по одной налоговой системе, потом по другой. Они хотят иметь долгосрочный горизонт планирования. К тому же основное налоговое бремя у отелей приходится не на НДС. Есть ещё налоги на прибыль, на дивиденды, на имущество и на ФОТ.
"Когда люди задают вопрос, почему в российских отелях всё дорого и некачественно, ответ именно в этом: за рубежом объём фискальной нагрузки на рынок кратно ниже", — говорит Еремян. Он приводит пример Дубая, где нет налога на дивиденды, налоги на ФОТ, прибыль и имущество минимальны, а НДС ввели буквально недавно. Аналогичная ситуация в таких туристических центрах, как Флорида и Невада в США, Хайнань и Макао в Китае.

Есть ли жизнь без букинга?

Параллельно со всем этим сфера гостеприимства привыкает жить без Booking.com и Airbnb. По мнению эксперта гостиничного рынка Алексея Карпова, гостиницам сейчас стоит активнее развивать прямые каналы продаж.
"Инвестиции в рекламу в поисковиках, развитие маркетинга и продвижение своего сайта принесли плоды. Например, гостинице, продажами которой я сейчас руковожу, удалось минимизировать провал, возникший из–за ухода Booking.com своими усилиями. Сейчас она загружена на 80% с помощью прямых продаж, а 20% приходится на российские электронные каналы", — рассказывает он.
По словам Карпова, заказов можно было бы собрать и больше за счёт снижения цен, но на это в компании пойти не готовы. Даже если не брать в расчёт геополитические события, себестоимость гостиничных услуг выросла. Можно прогнозировать, что к лету цены на размещение в отелях вырастут примерно на 15%.
Юнис Теймурханлы добавляет, что пока его бизнес не чувствует негативных последствий от ухода Booking.com, потому что все участники рынка оказались в одних условиях. Кроме того, сервис в большей степени имел значение для международного туризма.
За время пандемии отрасль трансформировалась, многие туроператоры переориентировались на внутренний рынок, не теряя надежды на возвращение иностранного турпотока. В 2022 году ожидались судозаходы международных компаний, туриндустрия активно готовилась к приёму круизных туристов. Но об этом в текущем году уже можно забыть. Хотя к концу сезона возможно частичное восстановление иностранного туристического потока из тех стран, с которыми мы сохранили авиасообщение (азиатские регионы). Около 50% въездного туристического потока в 2019 году составляли иностранцы. Их невозможно заменить внутренним потоком ни с точки зрения количества туристов, ни с точки зрения вклада в экономику города. Россияне демонстрируют иную поведенческую модель на всех этапах бронирования и получения услуг. Например, они могут жить у друзей и родственников, тем самым оставляя незадействованными средства коллективного размещения. В ближайшем сезоне мы ожидаем сопоставимый с 2021 годом поток внутренних туристов за счёт мер поддержки. Мы переориентировали наши проекты на российский рынок: запустили digital–проект Biletarium — маркетплейс, платформу, где можно приобрести билеты в российские музеи. Вместе с тем продолжаем поддерживать отношения с зарубежными партнёрами, презентуем проект на онлайн– и офлайн–выставках и роуд–шоу.
Алёна Калачёва
директор по маркетингу туроператора "Фаворит", маркетплейса для музеев России Biletarium
До пандемии был поток китайских туристов. Но нельзя сказать, что речные круизы приоритетны на азиатском рынке. Подтверждённых заявок на 2022 год от китайских туристов пока нет. Границы КНР закрыты для турпоездок их граждан. Но мы уверены, что как только они откроются, это позволит увеличить пассажиропоток в Северную столицу. В 2021 году рост российского рынка к допандемийному 2019–му составил 44%. Петербург в 2021 году посетило 40 178 российских круизных туристов. Ожидаем, что в составе наших круизов в 2022 году город посетят около 42 тыс. человек (без иностранцев).
Илья Суховольский
заместитель генерального директора по развитию компании "Водоходъ"
Петербург пользуется повышенным спросом. На текущий сезон ― период с мая по август ― город находится в топ–3 направлений, где уже забронировано проживание клиентами OneTwoTrip. Уход любого игрока с заметной долей рынка открывает возможности. И приостановка деятельности Booking.com в России увеличила число наших отельных бронирований в несколько раз. Прямые контракты с отелями помогают нам иметь актуальную информацию, в полной мере контролировать качество услуг, оперативно решать возникающие вопросы.
Денис Дроздовский
руководитель отельного направления сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip