В грядущем сезоне Петербург останется практически без иностранных гостей. Городу пора переориентировать свой туристический бренд на состоятельных азиатов, а отелям — налаживать собственные каналы продаж.
Проводить лето без иностранцев Петербургу уже приходилось: 2 года назад планы нарушил коронавирус. Теперь же Северная столица готовится встречать сезон как день рождения, на который никто не пришёл. Прогнозировать поток европейцев не приходится, американцев — тем более. Рейсы из КНР пока ограничены, и неясно, как скоро восстановится привычный режим перелётов. Гости из арабских стран обеспечивают поток, как правило, только самым дорогим гостиницам. А из остальных стран и раньше приезжали не так часто.
Учите китайский!
Выезжать за границу летом 2022 года тоже будет очень непросто. Дорогая валюта, сложности использования банковских карт за рубежом — всё это делает россиян фактически закрытыми в стране и стимулирует путешествия внутри.
"По показателям 2021 года мы увидели, что внутренний туризм может заместить иностранных туристов. Поэтому я не вижу проблем в части загрузки гостиниц. Также мы рассчитываем на приток туристов из стран Ближнего Востока, арабских стран — это платёжеспособная публика. В этих экономических условиях замещение европейских туристов и граждан США становится возможным", — считает владелец и генеральный менеджер гостиницы "Гельвеция" Юнис Теймурханлы.
Читайте также:
Туризм
Туризм в Петербурге поддержат на 3 млрд рублей
Туроператоры, отельеры и другие представители HoReCa рассчитывают на гостей из Поднебесной. Однако, как указывает председатель правления JVC Indigo Development Роман Еремян, бизнесу необходимо решить, какому срезу китайских туристов они собираются предложить свой продукт. Первый вариант — гнаться за количеством, но тогда получать относительно низкий доход с каждого туриста и быть готовым, что объекты размещения окажутся переполнены. "Нужно понять, готов ли Петербург стать “архитектурным Диснейлендом” для бюджетных китайских туристов, не вызовет ли это напряжения в обществе. Альтернативой может стать привлечение людей с более высоким уровнем дохода: интеллигенции, не отличающейся по уровню образования и самосознания от европейцев. Но тогда нужно понимать, что мы можем им предложить как представителям совершенно иной культуры, чем наша, — разъясняет Еремян. — Сейчас в Китае распространяется позитивный образ России, и такой момент упускать нельзя".
Партнёр Центра стратегического консалтинга Наталия Белякова напоминает, что сначала ядро китайского турпотока в Петербург составляли профсоюзные отпускники с низкой платёжеспособностью. Также город уже давно оценил возможность китайского бизнеса формировать вокруг своих соотечественников самостоятельный контур сервисов и финансов. Поток из Поднебесной рос, но прибыль в казну была ниже расчётного потенциала. Страдало и качество услуг — контент экскурсий, реальное происхождение сувениров и др. Петербург стал предпринимать меры по привлечению "дорогих товарищей": за туристов из китайских городов первого и второго уровня соперничают топовые дестиции Европы. С 2018 года действовала система tax free, что при хорошей работе байеров ДЛТ придавало городу дополнительную ценность в глазах шопоголиков Поднебесной. Появились отели, адаптированные под китайские потребности.
"Логика работы с Китаем Петербургу знакома. Это однозначно трактуемое, не допускающее лакун правовое поле; сервис стандарта China Friendly; таргет на миллениалов и центениалов в каналах Tencent; развитие традиций образовательного туризма; формирование новой мифологии “того самого Ленинграда”. Петербург конкурентен в борьбе за китайских путешественников новой волны, для которых “красный туризм” уже не мощный магнит, как для их родителей. Оставаясь “городом трёх революций”, он сегодня может куда больше", — говорит Белякова.
Статус центра притяжения деловых туристов городу станет поддерживать сложнее: западные предприниматели нескоро возобновят командировки. А ведь начался год плодотворно. "Спрос на отели города со стороны представителей бизнеса вырос в I квартале в 2 раза по сравнению с прошлым годом и превзошёл показатели 2019–го на 8%. Однако с началом спецоперации средняя продолжительность проживания вернулась к двум ночам, а число ночей, которые бизнес–туристы провели в отелях Петербурга, не достигло доковидных объёмов", — рассказала "ДП" управляющий директор компании "Аэроклуб" Юлия Липатова.