КГИОП год не может попасть в квартиру именитых зодчих

Автор фото: citywalls.ru
Комитет по охране памятников на днях выиграл суд с архитектурной фирмой "А. Лен", в ходе которого требовал от последней обеспечить доступ в квартиру на Захарьевской ул., 14, лит. Г, на углу с пр. Чернышевского. Это здание охраняется как выявленный памятник архитектуры — жилой корпус в составе комплекса зданий конторского двора гофинтендантской конторы (архитектор — Людвиг Шарлемань, постройка относится к началу XIX века).
В апреле 2021 года в комитет поступило заявление от одного из местных жителей о том, что в трёх квартирах в этом доме идут работы по перепланировке. Выяснилось (что отмечается в материалах судебных заседаний), что по крайней мере одна из взволновавших жителя квартир, площадью около 133 м2, принадлежит известной в городе архитектурной фирме — ООО "Архитектурное бюро А. Лен".
В июне КГИОП провёл выездную проверку в отношении "А. Лен", в ходе которой было установлено, что доступ в принадлежащую мастерской квартиру предоставлен не был (по закону "Об объектах культурного наследия" комитет имеет право осматривать в том числе и жилые помещения "с согласия собственников"). КГИОП отправил в адрес "А. Лен" предписание с требованием обеспечить доступ "для осмотра данной квартиры на предмет соответствия требованиям об охране объектов культурного наследия, а также представить проверяющему лицу КГИОП документы технического и кадастрового учёта на указанную квартиру".
Письмо было доставлено (и, как отмечается в материалах суда, получено в 8 часов 43 минуты), однако и вторая попытка провести проверку не увенчалась успехом — попасть в квартиру чиновники так и не смогли.
Тогда КГИОП обратился в арбитраж, ссылаясь на то, что архитектурное бюро "препятствует осуществлению государственного надзора и угрожает причинением ущерба охраняемым государством интересам общества". Суд признал требования истца "обоснованными и подлежащими удовлетворению".
Теперь компании, если она так и не отопрёт, возможно, придётся выплачивать неустойку — 10 тыс. рублей в случае неисполнения решения суда в установленный срок, а при дальнейшем неисполнении — по 20 тыс. рублей в месяц. Комитет, правда, просил побольше — 100 и 200 тыс. рублей соответственно, но такую сумму, очевидно, сочли несоразмерной ущербу.
Отметим, что, по данным "Контур.Фокус", на балансе архитектурного бюро "А. Лен" на конец 2020 года было 111 млн рублей, более свежих данных в системе нет. Судебное решение может быть ещё обжаловано в течение месяца.
В мастерской сказали, что речь идёт о её бывшем офисе. Там ранее была уже выполнена часть реставрационных работ, часть же ещё предстоит выполнить (необходимо по требованию комитета по охране памятников заменить пластиковые окна на деревянные). Компания сотрудничает с КГИОП и доступ к объекту обеспечивает, но есть некоторые формальные вопросы с согласованиями. С ними рассчитывают вскоре справиться. Основные же сложности связаны с противодействием одного из местных жителей, подчеркнули в мастерской.
Отметим, что ныне архитектурное бюро "А. Лен" (а также одноимённая проектно–производственная фирма) зарегистрировано в одной из бывших квартир в другом дореволюционном жилом доме, на ул. Короленко, 7, что также в окрестностях станции метро "Чернышевская"; там сделан дизайнерский ремонт. То есть переехала мастерская недалеко от своего бывшего офиса.
Можно заметить, что исторический район Пески с окрестностями пользуется популярностью у петербургских зодчих. Например, в Манежном пер., у Преображенской пл., квартируют ещё две известные мастерские: "Литейная часть 91" и "Студия 44". Видимо, именно там они черпают творческую энергию.
Добавим, что это не первый случай, когда приспособление архитекторами недвижимости в центре города для каких–то собственных нужд вызывает толки. Не исключено, что жители Захарьевской ул. вдохновились в своей борьбе историей со зданием–памятником на углу наб. Фонтанки и ул. Чайковского (придворно–прачечный дом). Там на фасаде пробили новую дверь, ведущую в квартиру, купленную руководителем известного архитектурного бюро Евгением Герасимовым.
Правда, в случае со зданием на Фонтанке КГИОП выдал свою визу и впоследствии настаивал на законности согласований, выступая на стороне собственника. Тем не менее активисты не отступили, и в августе 2021 года, как сообщал "ДП", Куйбышевский районный суд по иску местных жителей признал пробивку двери незаконной. Было принято во внимание, что она не соответствовала утверждённому предмету охраны здания.
Точка в этом деле ещё не поставлена: на решение была подана апелляционная жалоба в Санкт–Петербургский городской суд. Недавно рассмотрение дела в нём было отложено на апрель в связи с "необходимостью совершения иных процессуальных действий" (возможно, решено было провести ещё одну строительную экспертизу).