Арктика за неделю: диалог с западом умер, а газ и уголь идут на восток

Автор фото: Ковалев Петр

Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализует проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в Арктическом регионе как в России, так и за рубежом.

Форум "Арктика — территория диалога" отменён. Организаторы мероприятия обтекаемо заявляют, что "повестка форума будет обсуждаться в рамках предстоящих мероприятий председательства России в Арктическом совете", фактически имея в виду перенос крупнейшей российской деловой конференции по Заполярью на неопределённый срок.
Это во многом ожидаемое решение. После обструкции работы в Арктическом совете со стороны полярных соседей России и системного изъятия ими своих инвестиций стало понятно, что на "Территорию диалога" с Запада не приедет никто, и что о новых совместных проектах можно будет забыть. При этом полупустые залы форума сформируют неблагоприятную "картинку" в СМИ, что, мягко говоря, не будет способствовать росту международного престижа страны. Поэтому — до лучших времён.
Это также означает, что одним имиджевым мероприятием в Петербурге будет меньше. Но есть и хорошие новости: ограничение движения по КАД, намечавшееся на 11–13 апреля как раз по причине проведения форума, вводиться не будет.

Отказ ЕС от российских углеводородов: Арктика под ударом?

Европейская комиссия представила свой план снижения потребления углеводородного топлива из России, нацеленный на обеспечение полной независимости стран ЕС от поставок российских энергоносителей к 2030 году. В документе прописаны меры по снижению энергопотребления, повышению энергоэффективности, переходу на альтернативные виды топлива и замещению российского нефтегазового импорта за счёт диверсификации поставок.
Затронет ли это нашу Арктику и нефтегазовые проекты, реализуемые за Полярным кругом? Безусловно. Но последствия этого решения будут сказываться в разных сегментах добычного сектора по-разному. Основной удар придётся на проекты, привязанные к трубопроводным магистралям: они запускались с расчётом на западноевропейский рынок, и теперь отрасли придётся задуматься над тем, как распорядиться углеводородными активами, формирующими ресурсную базу нефте- и газотранспортных систем.
А вот сегмент СПГ переживёт потерю. Во-первых, сжиженный природный газ, в отличие от трубопроводного, не привязан к конкретным рынкам и может продаваться в любой точке мира, где существует инфраструктура для регазификации. А во-вторых, арктические СПГ-проекты изначально ориентировались преимущественно на азиатский рынок, по-прежнему заинтересованный в получении российского газа.

"Лавна" приобрела "столичный" статус

Морской торговый порт "Лавна" вошёл в список резидентов территории опережающего развития "Столица Арктики" в Мурманской области. Теперь новый резидент сможет воспользоваться административными и налоговыми преференциями, предусмотренными законодательством.
"Лавна" будет задействована в перевозке грузов по Северному морскому пути — прежде всего как угольный терминал, а далее и как мультимодальный порт. Согласно ранее озвученным планам, перевалка грузов в "Лавне" начнётся к 2023 году. Ожидается, что объём вложений в проект составит более 60 млрд рублей, при этом будет создано более 500 рабочих мест.
Общая нестабильность ситуации в мировой торговле и логистике может сказаться и на перспективах "Лавны". Очевидно, что на какое-то время "зелёная повестка" в топливной сфере сдаст назад, что вновь актуализирует уголь как стратегический товар — а вместе с ним и угольный терминал нового порта. С другой стороны, никаких гарантий того, что в Европе российский уголь будет востребован, нет. Впрочем, остаётся Юго-Восточная Азия и наш главный партнёр — Китай. Но предложит ли он хорошие цены?

Усталый металл Таймыра

Генеральная уборка в нашей Арктике продолжается: "Норникель" анонсировал вывоз почти 3,5 тысяч тонн отходов с Пеляткинского месторождения на севере Красноярского края. Речь идёт прежде всего о металлоломе — бочках из-под мазута, машинах и оборудовании, остатках металлоконструкций.
Оцените всю сложность проведения подобной операции в условиях Крайнего Севера. Так, для того, чтобы собрать эти 3,5 тысячи тонн, потребовалось организовать специальную экспедицию, работавшую на Таймыре с мая по декабрь прошлого года. В течение трёх кварталов рабочие извлекали, сортировали, разрезали и готовили металлолом к отправке, разместив его на площадке, равной примерно 800 квадратных метров. Теперь на месторождение из Норильска, находящегося в полутысяче километров оттуда, прибудет тяжёлая техника, которая по зимнику эвакуирует отходы в Тухард. А уже после начала речной навигации лом отправится по Енисею в Красноярск — на переплавку.
Такова она, обратная сторона освоения Арктики. Деятельность человека оставила глубокий след, далеко не всегда благотворный для северных экосистем. Отрадно, что в стране думают — и реально работают — над рекультивацией заполярных территорий. Однако следует понимать, что мы находимся в самом начале пути: потребуются годы сложных усилий и многомиллиардные вложения, чтобы компенсировать нанесённый природе урон.