Подкоп под буян: Смольный готовит строительство перехода под Биржевым мостом

Автор фото: РИА Новости

Проект создания парка рядом с проспектом Добролюбова подал признаки жизни. Сейчас Смольный готовит строительство перехода под Биржевым мостом. Формально это отдельный проект, по сути — в рамках парка.

Согласно проекту постановления правительства Петербурга строительство подземного пешеходного перехода в зоне подъезда к Биржевому мосту под площадью Академика Лихачёва должны не только включить в госпрограмму "Развитие транспортной системы Санкт–Петербурга", но и ускорить. Он пополнит перечень объектов, в отношении которых "применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов". Особенность в том, что в одном конкурсе можно будет объединить и проектные, и строительные работы. Такое право даёт 44–ФЗ.
Изначально в этот перечень на фоне ковида входили только медицинские объекты. В прошлом году туда также включили магистраль М–32, необходимую для повышения транспортной доступности "Лахта Центра". Теперь очередь дошла до подземного перехода у Биржевого моста.

Переход и фонтан

Этот объект также должен быть включён и в генеральный план Петербурга (иначе построить его, по закону, будет нельзя). Пока в проекте генплана его нет, но, по мнению экс-главы экспертной группы комиссии по горхозу ЗакСа Александра Карпова, он будет внесён туда на общественных обсуждениях (которые, напомним, должны состояться не позднее весны).
Идея перехода возникла давно, она обсуждалась как часть "зелёного" пешеходного пути от Петровского парка до "Авроры". Непрерывный маршрут движения пешеходов через площадь Академика Лихачёва обозначен и на градостроительном портале Петербурга. Но вносить его в документы городского планирования, очевидно, не спешили из–за пертурбаций, которые претерпевали планы по освоению буяна: от жилого комплекса к судебному кварталу, затем к парку, а теперь снова к судебному кварталу, совмещённому с парком.
Как сообщал "ДП", к февралю 2021–го работа над проектом парка на буяне практически остановилась — за исключением пешеходного тоннеля, как раз в то время одобренного, по словам проектировщиков из "Студии 44", Смольным. Тем временем на участке шло строительство театра Эйфмана и ещё одного здания по соседству, предположительно судебного департамента. В декабре был заключён контракт на корректировку проектной документации на буян, по которому необходимо "откорректировать размещение здания Верховного суда РФ с переносом его на место жилого комплекса (предусмотренного изначальным проектом у Невы параллельно театру. — Ред.)". Сам жилой комплекс на 600 квартир для судей и сотрудников аппарата переезжает на пустырь перед гостиницей "Охтинская" на берегу Невы.
Таким образом, было признано, что территория буяна частично отдана под застройку. Хотя создание парка было частью предвыборной программы петербургского губернатора. Муниципальные депутаты, экоактивисты и журналисты выступили с петициями с требованием вернуться к полноценному проекту парка. В пресс–службе губернатора в ответ на запросы СМИ в январе заверяли, что "предусмотрен общедоступный подземный паркинг и подземный переход в районе площади Академика Лихачёва" и "в планах обустройство парка фонтанным комплексом". Победивший на конкурсе проект парка "Студии 44" такого комплекса не предусматривал (но были фонтаны там, где теперь планируют построить суд). Переход в нём рассматривался как один из вариантов.
Пока получается, что в первую очередь из обещанного начинает реализовываться подземный переход. О фонтане достоверных данных нет, но в него тоже охотно верится, учитывая склонность городских властей оформлять парадные площади именно таким образом (см. Московскую пл. и пл. Ленина). Сходство в том, что во всех случаях на фоне — большое парадное здание (проектируемый суд, Дом советов, Финляндский вокзал), а принципиальное отличие — что на Ватном острове пока не хватает бронзового Ильича.
На днях губернатор Александр Беглов сообщил в ответ на запрос депутата Бориса Вишневского, что "решение об отмене создания общедоступного парка на участке не принималось". При этом на вопрос о возвращении к планам по созданию здесь судебного квартала градоначальник не ответил.

Примостились

Подземный переход фигурирует в действующей адресной инвестиционной программе (АИП) комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) на 2022–2024 годы. Сметная стоимость его составляет 420 млн рублей. Оперативность в комитете объясняют желанием "увязать строительство с работами по капремонту Биржевого моста и создать как можно меньше неудобств для петербуржцев в связи с необходимостью организации объездных путей".
При этом в КРТИ отмечают: это самостоятельный проект. Ни к Биржевому мосту, ни к Тучкову буяну прямого отношения он не имеет. Капремонтом моста занимается ПО "Возрождение" миллиардера Игоря Букато (64–е место в Рейтинге миллиардеров "ДП"), контракт почти на 2,4 млрд рублей был заключён с компанией летом прошлого года.
По данным источника "ДП" в Смольном, обсуждается вариант поручить строительство подземного перехода именно "Возрождению", что было бы логично.
"Это бессмысленное закапывание денег. Там нужен просто переход. Мы получим дорогостоящее сооружение, которое в эксплуатации обходится недёшево.
А в ста метрах от него и так везде светофоры. Поэтому этот переход строится не для людей, а лоббируется конкретной фирмой для своего собственного обогащения", — говорит источник. В "Возрождении" историю с площадью Академика Лихачёва оставили без комментария.

Квартал за забором?

Эксперт транспортного развития территорий института "Урбаника" Илья Резников считает затею неоднозначной. С одной стороны, там достаточно места, чтобы сделать удобный подземный переход, вписать его в рельеф, сделать вместо лестниц пологие пандусы. Если подходить к этому вопросу творчески, то может получиться весьма неплохо. Кроме того, наземный переход со светофором сразу при съезде с моста существенно снизит его пропускную способность, что спорит с транзитной функцией этого места.
"С другой стороны, любой урбанист скажет, что делать подземные переходы в центре города, если это не вход в метро, да ещё у крупного общественного пространства, не нужно по целому ряду причин. Раз город решил усилить общественную функцию этого места (которая спорит с транзитной), то нужно всё–таки придумывать, как там организовать наземные переходы и развести потоки транспорта. Места достаточно, решения могут быть найдены, если постараться. Просто придётся реконструировать всю площадь и, возможно, изменить схему движения транспорта на окружающих улицах, что в любом случае необходимо, если число пешеходов в районе резко возрастёт.
Естественно, всё это должно быть обдумано и просчитано как финансово, так и с точки зрения прогноза транспортных и пешеходных потоков. А для этого нужно наконец определиться, что же будет на Тучковом буяне. Если там будет судебный квартал за забором — это одно; если будет популярный парк — совсем другое", — говорит Резников.
Строить подземный переход под площадью Академика Лихачёва, а фактически под съездом с Биржевого моста на Петроградскую сторону, по мнению эксперта, логично как можно быстрее, пока мост закрыт на ремонт. "Думаю, только поэтому город и зашевелился сейчас, а не потому, что началась реализация проекта на Тучковом буяне. Если я правильно понимаю, там до сих пор нет окончательного консенсуса по этой территории, какое уж тут начало стройки", — считает Илья Резников.
Работы на Биржевом мосту по контракту должны завершиться в мае 2023 года, однако ранее подрядчик заявлял о досрочном их выполнении. На днях было ещё раз отмечено, что движение здесь планируется открыть в ноябре 2022 года.
Парковая зона Тучкова буяна, конечно, урезается, но точно останется, может, даже случится чудо и оставят проход по набережной до Тучкова моста. Конечно, даже небольшой парк немыслим без его связи с Александровским парком и Петропавловкой. Сейчас пешеход с Мытнинской наб. может попасть на Тучков буян, только вернувшись на пр. Добролюбова. Здесь напрашивается просто эспланада под пролётом Биржевого моста, что сохраняло бы единство пространства без опускания под землю. Но тут, вероятно, трудности с историческим видом. В Питере принято, что ни ЗСД, ни небоскрёбы исторического вида не портят, но как только речь о пешеходах или трамваях, так сразу нельзя — нарушают. Поэтому придётся лезть под землю, главное, чтобы были сделаны пространства для велосипедистов и новомодных СИМ, — хоть здесь пешеходам надо оставить безопасное передвижение. Конечно, всё, что вокруг моста, надо сделать, пока он на ремонте. Хорошо бы комитет по транспорту встрепенулся и инициировал перенос контактной сети троллейбуса из Зоологического пер. на Мытнинскую наб. с организацией по ней встречной выделенной полосы для движения автобусов и троллейбусов с Биржевого моста на пр. Добролюбова. С момента размещения структур, близких к "Газпрому", в и без того загруженном Зоологическом пер. он стал практически непроезжим из–за парковки автомобилей в два, а то и в три ряда. Бороться с нарушителями ПДД такого ранга нет никаких возможностей, поэтому лучше его сдать и отвести с него общественный транспорт.
Андрей Горев
профессор кафедры транспортных систем СПб ГАСУ
Мне кажется, подземные переходы вообще строить не надо, а надо сделать там нормальный наземный переход. При этом я представляю себе, о каком парке они в Смольном теперь говорят. Изначально была затея открыть общегородской большой парк. А теперь будет благоустройство и озеленение в рамках проекта (судебного комплекса. — Ред.). Условно говоря, будет сквер с 10–15 деревьями и две лавочки. И он будет подаваться как нечто похожее и наследующее те идеи, что были заложены в парк. Но это будет уже совсем другая история.
Степан Липгарт
архитектор
То, что запроектировано у Явейна с West 8 (победивший на конкурсе проект парка. — Ред.), образует довольно цельную композицию. И, на мой взгляд, если город принимает решение по одной линии отрезать часть от парка — это будет означать его корректировку. Как иначе это ляжет на технологию (горы, которые они там нарисовали, и так далее)? Другой вопрос, что парк, который был представлен, не характерен для Петербурга. У нас разноуровневые парки только за городом.
Сергей Орешкин
архитектор