Декабрьский форум "Россия зовёт!" не принёс особых неожиданностей. Бурная — и вполне предсказуемая — дискуссия О. Дерипаски с Э. Набиуллиной о процентных ставках была суммирована В. Путиным в его выступлении на пленарной сессии. В нём глава государства солидаризовался с финансовым блоком правительства: в отечественных финансах всё хорошо (и это действительно так — по словам главы ФНС Д. Егорова, допдоходы в бюджете 2021 года по сравнению с 2020–м составят около 7 трлн рублей); Россия гордится тем, что первой из крупных экономик "нормализовала бюджетную политику в условиях пандемии"; "бюджетное правило" впредь будет применяться в полном объёме, так как "все меры поддержки граждан укладываются в рамки бюджетных параметров". Всё это, по словам президента, не исключает того, что власти в ближайшее время предложат новые меры, направленные на повышение доходов малообеспеченных слоёв населения.
Но вопрос состоит в том, насколько "ответственная бюджетная политика" является инструментом борьбы с инфляцией, о чём говорили на форуме многие. Связь тут существует, но далеко не прямая. Является ли элементом "ответственной бюджетной политики" изъятие "сверхдоходов" у тех же металлургов или повышение в 3,5 раза ставки НДПИ на железную руду? Несомненно, да. Но при этом оно уже аукнулось безудержным ростом цен на арматуру — что стало одним из факторов разгона инфляции.
Почему активы российского ЦБ на 81% состоят из резервов в золоте и иностранных фининструментах, тогда как у ФРС этот показатель составляет 3,4%, но при этом рубль в 3 раза обесценился к доллару за последние 15 лет, а не наоборот? Инфляция в России имеет далеко не только монетарную природу, и бороться с ней правильнее не повышением процентной ставки и ответственной бюджетной политикой, а наращиванием конкуренции, нормальной работой ФАС и заморозкой тарифов естественных монополий (тот же "Газпром" получил в 2021–м рекордную прибыль за счёт высоких цен на газ на европейском рынке и мог бы отказаться от повышения расценок для российских потребителей на 5% [что существенно выше, чем в прошлые годы] с 1 января 2022–го).
Несмотря на то что текущее положение российской экономики выглядит устойчиво, остаётся актуальным вопрос, каким образом может быть запущен экономический рост. Накопленные резервы более чем достаточны (они сегодня в 5,1 раза меньше, чем у Китая, хотя в текущих ценах российская экономика меньше китайской в 9,7 раза), но накачка экономики деньгами через мегапроекты чревата их разбазариванием. Кредитная политика ЦБ выглядит слишком жёсткой, но перед нами пример Турции, где популистские стремления к снижению ставки привели к обесценению национальной валюты почти на 46% и серьёзным народным протестам на этой почве.
На мой взгляд, нужен поиск компромисса между "впрыскиванием" денег в экономику и консервативной денежной политикой — и он может быть найден на путях субсидирования ипотечных и потребительских кредитов и постепенного повышения доходов малоимущих групп населения. Опыт западных стран показывает, что "количественное смягчение" сегодня — это норма, а не исключение, и России рано или поздно придётся изобрести приемлемые для себя формы такой политики, так как "зажимание" финансовых "гаек" по образцу 1990–х годов может принести что угодно, но только не устойчивый рост.