Деятели рабочего движения: инфраструктуру в Петербурге сдают с недоделками

В Петербурге продолжается многолетняя практика открывать дороги, мосты и станции метро недоделанными, достраивая их по ходу. Хотя за это предусмотрены крупные штрафы, практически ни один чиновник не пострадал.

8 октября Госстройнадзор выдал разрешение на ввод в эксплуатацию нового участка проспекта Ветеранов вдоль жилого комплекса "Солнечный город" (от ул. Пионерстроя до пр. Будённого). Правда, губернатор Александр Беглов открыл движение по этой дороге ещё в ноябре 2020 года. После по ней успели запустить троллейбус и четыре маршрутки.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Петербурга "ДП" пояснили, что "с момента запуска движения готовили большой комплект документов и одновременно устраняли замечания Госстройнадзора". При этом, по данным системы "Контур.Закупки", контракт на строительство проспекта был расторгнут в декабре прошлого года по соглашению сторон, о заключении нового в системе не говорится. Поэтому чьими силами устранялись эти замечания, не очень понятно. На проспекте Ветеранов, как можно судить, не было выполнено примыкание к соседней застройке и другое благоустройство.
Открытие так называемого "рабочего" движения — практически повсеместная практика: сложно вспомнить случай, чтобы новую дорогу ввели в эксплуатацию перед открытием. Так, мост Бетанкура был открыт в мае 2018 года, к чемпионату мира, но разрешение на ввод дано только в марте 2019–го.
Из последних примеров: в сентябре 2021–го без разрешения на ввод было открыто рабочее движение по Лиговскому путепроводу.
Многие станции метро также открывались в рабочем порядке: разрешение на ввод Фрунзенского радиуса в 2019 году в итоге выдали чуть позже фактического пуска, несмотря на заявления властей.
"Метро — это сложное инженерное сооружение, здесь не должно быть временных режимов или рабочих. Мы дорогу можем запустить в рабочем режиме, а метро — только по постоянной схеме, не по времянке", — говорил губернатор.
"Решение об открытии рабочего движения принимает рабочая комиссия, куда входят представители заказчика, подрядчика, проектировщика и ГИБДД, — сообщили “ДП” в КРТИ. — Акт приёмки должна подписать ГИБДД, тогда рабочее движение можно открывать. Для этого самое главное — наличие всех технических средств организации дорожного движения, то есть светофоров, ограждений, наружного освещения и т. п. Если рабочее движение открывается в начале осени, то разрешение на ввод в эксплуатацию обычно выдаётся до конца года, хотя иногда бывают и более серьёзные задержки".

Без понятия

Между тем система "Консультант.Плюс" не знает такого правового понятия, как "рабочее движение" (оно не встречается в современном законодательстве ни в транспортном, ни в революционном контексте).
В соответствии с Градкодексом "эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию". Кроме того, по федеральному закону "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" "параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно–технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации". А соответствие проектной документации проверяется при выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию.
В Госстройнадзоре на просьбу "ДП" прокомментировать ситуацию сообщили, что данные вопросы относятся к компетенции заказчиков.
По Административному кодексу (КоАП) "эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию" ведёт наложение штрафа на граждан в размере от 2 до 5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 20 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей. Штраф для компаний был увеличен в 50 раз в 2019 году, о чём Смольный сообщал в своём пресс–релизе (но на свой счёт, видимо, не отнёс). По разъяснению пленума Высшего арбитражного суда, привлечению к ответственности подлежат "лица, осуществляющие эксплуатацию".

Без штрафа

Но на практике по этой статье в Петербурге мало кого штрафуют. В реестрах проверок Комстроя и КРТИ замечаний по этому поводу не обнаружилось. Судебных прецедентов же — раз–два и обчёлся. Так, в 2009 году Ростехнадзор составил акт об эксплуатации без разрешения на ввод первой очереди ЗСД и назначил штраф в отношении комитета по благоустройству и дорожному хозяйству 20 тыс. рублей.
Причина в том, что практика рабочих пусков, кажется, всех устраивает. Люди сами торопят власти, чтобы они открыли дорогу побыстрее, а те не упускают случая запустить движение, например, к выборам. Однако это ставит вопросы о содержании объекта, который фактически уже выполняет функцию дороги, но на баланс города ещё не принят. А также об ответственности за какие–либо инциденты, которые могут произойти во время его не совсем законного функционирования.

Восемь тёмных лет

Участок Богатырского проспекта возле развязки с Западным скоростным диаметром открыли в 2013 году, но официально в эксплуатацию он не введён до сих пор. Водители могут догадаться об этом не только по информационным знакам с текстом: "Участок Богатырского проспекта от Яхтенной улицы до Стародеревенской улицы является объектом незавершённого строительства, на данном участке действуют ограничения дорожного движения" (видимых ограничений нет), но и по негорящим фонарям. Практически постоянно неосвещённый участок возле самой развязки, да ещё с разворотами, совершенно очевидно, провоцирует аварийные ситуации.
В "Ленсвете" сообщили "ДП", что этот участок Богатырского до сих пор им не передан. Ранее в комитете по строительству сообщали, что у "Ленсвета" возникли некие замечания, из–за которых дорогу отказывались принимать. Теперь в комитете говорят, что "данный участок Богатырского планируется достроить в 2022 году". В перечень работ входит и освещение. Правда, конкурс тоже планируют провести только в следующем году. Предварительно из бюджета на эти цели собираются направить 88 млн рублей.

От села до ковша

По состоянию на август 2021 года "Ленсвету" не был передан на баланс 61 объект, следует из документа, обнародованного на сайте предприятия. Затянувшийся приём на баланс часто связан с отсутствием разрешения на ввод в эксплуатацию. В десяти случаях заказчиком выступает Дирекция транспортного строительства (структура КРТИ), в трёх — комитет по строительству. Фигурируют также жилые комплексы и другие объекты частных застройщиков. Упомянут там и Богатырский с примечанием "строительство".
Также в списке есть обход Красного Села (рабочее движение по нему было запущено в сентябре нынешнего года). Лишь недавно был передан на баланс проезд по южному берегу Обводного канала (на участке от Атаманского моста до протоки Французского ковша с мостом через протоку). Разрешение на ввод в эксплуатацию там было выдано в августе нынешнего года, хотя рабочее движение открыли в 2017–м.
Добавим, что, судя по всему, число подобных объектов, не находящихся на балансе "Ленсвета", довольно стабильно: по состоянию на 1 декабря 2020–го их было 75.
Под запуском рабочего движения понимается пусконаладка. Это когда получено заключение о соответствии проекта, но итоговый окончательный документ (то есть разрешение на ввод в эксплуатацию. — Ред.) ещё не получен. На самом деле проверка уже проведена, и как бы после такого открытия идёт режим испытаний. То есть объект открыли и хотят посмотреть его работоспособность. Убедиться, работает он или нет. И такое бывает. Хотя, безусловно, это не совсем соответствует Градостроительному кодексу. И по факту с этим есть определённые сложности. Но с точки зрения эксплуатации именно сложных технических объектов — это распространённая история. При этом судебной практики нет, поскольку непонятно, у кого могут быть претензии. Претензии у государственного органа? Нет, потому что он сам отдаёт все указания. У исполнителей? Тоже нет. Такое может быть только в ситуации, когда в пределах этой пусконаладки был причинён какой–либо ущерб третьему лицу. И третье лицо говорит: а что это вообще происходит? И в итоге прилетает от него по поводу не запущенного в эксплуатацию объекта. Вообще крайне редко встречается, чтобы ущерб был связан именно с тем, что объект не введён в эксплуатацию и находится в режиме пусконаладки. Какая–либо статистика по этому вопросу мне неизвестна.
Дмитрий Некрестьянов
партнёр, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ "Качкин и партнёры"
В Градостроительном кодексе ничего про рабочий порядок не написано. Там сказано о разрешении на ввод в эксплуатацию. И конечно, нужно вводить объект в эксплуатацию, иначе нельзя гарантировать его безопасность. Нужно иметь в виду и все негативные правовые последствия, которые могут возникнуть в результате нанесения вреда пользователям невведённого объекта. Вопрос, почему за это не штрафуют, нужно обратить к Стройнадзору (и Ростехнадзору, в зависимости от поднадзорности объекта). И я считаю, что они должны аргументировать свою позицию.
Павил Шапчиц
Юрист
Не знаю, как с дорогами, а в нашей сфере архитектор сегодня нечасто присутствует при вводе объекта в эксплуатацию. Но по старой памяти, когда мы активнее участвовали в этом деле, в принципе объекты зачастую сдавались с определёнными недоделками. Подписывался акт о приёмке, так называемый промежуточный, со списком доделок. И в советские, и в перестроечные времена это практиковалось. Эти недоделки в какой–то обозримый период времени застройщик и подрядчик устраняли. И потом уже официально остальные документы оформляли.
Александр Кицула
Генеральный директор ООО "Архитектурное Бюро “Я. К.”

Без печали о грибных местах

Вадим Кузьмицкий
Как известно из новостей, у многих объектов инфраструктуры в Петербурге есть недокументированные функции, или, как их назвали бы любители компьютерных игр, "пасхальные яйца". Такова, например, станция метро "Дунайская". Летом нынешнего года она обросла мхом и стала напоминать кусочек леса: словно допетровская деревня Купчино проступила из–под земли. Грибы тоже выросли, правда, пока только в виде плесени. Можно было бы подумать, что на станции запустилась программа самоуничтожения, но дальше процесс не пошёл.
На другом конце города, возле Удельной, в одну из недавних зим затопило новый подземный переход. На морозе вода замёрзла, и пол, и лестницы, на радость петербуржцам, превратились в ледовый каток. Не исключено, что по нему проехал кто–то из сценаристов, почерпнув в результате идеи для фильма "Серебряные коньки". Так благодаря помощи ответственных за эксплуатацию перехода ведомств обогатилась отечественная культура. С обоими объектами спешили, и напрашивается вывод, который лежит на поверхности: чем больше торопишься с пуском, тем больше функций и, соответственно, возможностей получаешь.
При этом обеспечивается более эффективная и всеобъемлющая пусконаладка — в экстремальных условиях. Да и сами горожане проходят испытание и закаляют своё здоровье. Далее: раз есть недокументированные (то есть отсутствующие в проектной документации) функции, выраженные столь же ярко, как и основная, как можно настаивать на прохождении этой документации всех предусмотренных законами процедур? Тем более что для соблюдения формальностей, похоже, торжественное открытие гораздо важнее всех этих скучных бумажек.
Во всяком случае, без речей практически никогда не обходится, в отличие от разрешений на ввод в эксплуатацию. И здесь мы сталкиваемся уже с настоящей проблемой, о которой нельзя не упомянуть. Инфраструктурных объектов строится довольно мало, и открытия их — дефицитный ресурс. Поэтому, возможно, имело бы смысл придать легитимности уже сложившейся практике и открывать одну и ту же дорогу или станцию по нескольку раз. В идеале, чтобы каждый новый созыв или каждый новый градоначальник мог перерезать одну и ту же ленточку заново. Её можно выдавать под расписку при инаугурации и бережно зашивать после каждого использования. Хранить в каком–нибудь безопасном помещении Смольного, например под столом в кабинете Ленина. Аналогично можно хранить сдувшиеся воздушные шарики. Ведь сейчас из–за нехватки качественных сдающихся объектов чиновникам приходится открывать чуть ли не автобусные остановки. А это их, наверное, унижает.