Горшочек, вари: как изменился рынок малой бытовой техники за 15 лет

Автор фото: Pexels Charlotte May
Автор фото: Pexels Charlotte May

Голосовые помощники и другие способы бесконтактного взаимодействия с приборами — новая реальность, в которой активно развивается рынок технологий.

Сегодня на спрос заметно влияет тренд на здоровье, заигравший по-новому в режиме самоизоляции. По-прежнему востребованы приборы для создания комфортной среды, но теперь с акцентом на обеспечение её безопасности.
В сегменте малой бытовой техники (МБТ) "революционные" продукты, расширяющие количество ассортиментных позиций, появляются не часто. Но они влияют на трансформацию знакомых товарных категорий, которые получают дополнительные функции, отвечающие новым потребностям.
Ещё 15 лет назад в России не продавались такие популярные сегодня товары, как увлажнитель воздуха и мультиварка, а роботы-пылесосы из-за высокой цены были мало знакомы массовому потребителю.
Интересно, что эксперты уже давно вычислили некоторую цикличность всплесков потребительского спроса на бытовую технику в нашей стране. Они тесно связаны со сроками эксплуатации приборов. Есть периоды, когда происходит заметное увеличение количества покупок, они длятся по 3 года (1994–1997, 2002–2005 годы и т. д.), затем наступает сравнительное "затишье" на 5 лет. И если брать отрезок в 15 лет, то 2006-й стал первым годом спада объёмов продаж в имеющихся категориях и благодатной почвой для появления новых игроков и продуктов, а вот 2021-й — замкнул "цикл роста".

Свято место

Однако всё относительно — даже в 2006 году, несмотря на действительно отмеченное аналитиками небольшое замедление, рынок бытовой техники в России по темпам роста занимал первое место в сегменте товаров народного потребления. Его объём оценивался на тот момент в $8,5 млрд. По данным GFK, самыми быстрорастущими категориями тогда стали пароварки и соковыжималки, по количеству проданных единиц на первое место вышли чайники, по прибыли — пылесосы. Но в целом модельный ряд тогда был не столько разнообразным, сколько уже хорошо знакомым потребителю. Неудивительно, что отечественный рынок МБТ привлекал новых участников. Так, например, именно в 2006-м его освоение начинает молодой бренд Redmond, ассортимент которого насчитывал 11–12 позиций: несколько кухонных приборов, товары для красоты и ухода.
"На момент нашего появления рынок был уже насыщен брендами и товарными предложениями. Поэтому для привлечения внимания покупателей требовалась концентрация на актуальном или принципиально новом направлении", — рас­сказывает о годах становления Андрей Синявин, основатель Redmond.

Кризис комфорта

В 2009 году специалисты стали говорить о насыщении рынка и прогнозировали его развитие лишь за счёт "вторичного потребления". Но прогресс "смешал карты".
Если говорить об изменениях с точки зрения расширения ассортимента — за 15 лет отечественному потребителю довелось познакомиться с огромным количеством новых предложений. Так, например, в России появилась индукционная варочная плита — сегодня, по данным статистики, 8 из 10 покупателей предпочитают газовому варианту именно этот вид техники. А вот в начале 2000-х она была абсолютно не востребована.
Пришествие мультиварки в дома россиян не было триумфальным. Впервые она была представлена в нашей стране в 2009 году, но популярность пришла далеко не сразу. Однако уже в 2011-м компания Redmond серьёзно берётся за активное продвижение сегмента. Тогда в успех кампании с "электрической кастрюлей" поверили только сподвижники Андрея Синявина, идейного вдохновителя и сегодняшнего совладельца компании, который вспоминает: "В начале своего пути мы определили категорию для развития — мультиварки, и это позволило нам стать лидерами в сегменте МБТ по приготовлению пищи".
В итоге с 2012 по 2015 год в нашей стране было реализовано порядка 15 млн мультиварок. На счету Redmond более 100 моделей этого кухонного гаджета, бренд начинает прочно ассоциироваться с данной товарной категорией. Неудивительно, что первым умным прибором компании, ещё в 2014-м, была именно мультиварка.
Redmond стал одним из первых брендов, которые познакомили россиян с технологией интернета вещей (IoT) и элементами "автоматизации дома". И при этом компания была единственной в мире в категории МБТ, представляющей обширную линейку умных устройств: чайники, обогреватели, роботы-пылесосы и т. д.

Вкалывают роботы

Годом начала экспансии умных приборов можно считать 2017-й: по оценкам экспертов, в стране было продано 1,5 млн устройств с различными функциями. Из них 1,3 млн реализованных единиц — заслуга Redmond. С этого момента во многих домах появился не просто "горшочек", но такой, которому можно сказать: "Вари!" — и поставленная задача будет решена строго в соответствии с программой.
Так умная техника начинает формировать новые привычки потребителя, а технологии IoT стремительно распространяются по стране, гибко подстраиваясь под текущие интересы покупателей. Причём Россия была одной из первых стран, где появились такие бытовые приборы серийного производства. Смартизация устройств стала одним из самых актуальных современных трендов: запрос на инновации и инфраструктуру, которые выводят комфорт для каждого из нас на новый уровень.

Сложно сравнивать

Если брать более поздний период, приближенный к сегодняшнему моменту, то с 2016 по 2020 год продажи малой бытовой техники в нашей стране выросли на 38,8%. Об этом говорится в исследовании BusinesStat. Исходя из приведённых сведений, ежегодный рост составлял от 3,8 до 13,8%. Но если сравнивать только 2019 и 2020 годы и лишь осенние месяцы, то спрос увеличился в 1,5–2 раза.
В 2020 году стал ярко выраженным запрос на товарные категории, которые помогают в поддержании комфортной и безопасной среды. Эксперты рынка отмечают рост спроса на товары для здоровья: увлажнители и ионизаторы воздуха.
По данным аналитических исследований, покупкой мультиварок в сентябре 2021 года россияне интересовались на 28% чаще, чем в летние месяцы. Эксперты находят этому целый ряд причин, которые можно отнести к категории особых условий наступившего периода. Наши соотечественники стали больше готовить дома: выросли объёмы реализации тостеров, хлебопечек и мультиварок.
Привычка наслаждаться бодрящим ароматным напитком тоже никуда не делась: увеличился спрос на кофеварки и кофемашины. Пока салоны красоты и парикмахерские были закрыты, потребители запаслись техникой для индивидуального ухода. А сокращение количества поездок позволило перераспределить бюджет — и направить высвободившиеся средства на обустройство домашнего уюта, приобретение более новых моделей техники. Так, на пике популярности оказались пылесосы — это самая быстрорастущая категория: 20% российского рынка впервые заняли роботы-пылесосы, 25% приходится на вертикальные аккумуляторные модели. Спрос на сегмент за год вырос в 2,1 раза в штуках и на 90% в деньгах. Данную статистику подтверждают и в компании Redmond, являющейся одним из лидеров продаж в данной категории.

Чистая выгода

Конечно, умные версии моделей — это результат грамотной стратегии, в основе которой лежало тщательное изучение потребностей покупателей. Идея была совсем не на поверхности. История с тенденциями оказалась более многогранной — ведь ещё 15 и даже 10 лет назад большинству потребителей чаще была интересна "базовая" бытовая техника. За эти годы список опций, необходимых пользователю, постоянно расширялся, двигателем прогресса стала многофункциональность. Например, в устройствах линейки Redmond среди распространённых режимов приготовления пищи — "варка", "тушение", "на пару" — встречаются редкие: "холодец", "дичь", "экспресс", "соус", "бобовые", "чили". Есть и звучащие весьма поэтично, например "томление".
Повышенный интерес россиян к устройствам, предлагающим жарить и печь без масла, пришёл вслед за модой на ЗОЖ. И если в России спрос на электрогрили осенью 2021-го повысился на 30% в сравнении с летом, то устройства для приготовления низкокалорийной выпечки прибавили 47%. А соковыжималки стали популярнее в 3 раза. Кстати, запрос существует на создание не только полезных, но также визуально привлекательных блюд, вызывающих аппетит. Отсюда родилась особая популярность некоторых моделей блендеров с возможностью фигурной резки.
Способность техники подстраиваться под персональные запросы потребителя подтолкнула производителей к новым маркетинговым решениям. Кастомизация пришла и в сегмент МБТ. Покупая, к примеру, мясорубку, можно не переплачивать за ненужные опции и ограничиться базовой комплектацией. Или собрать модель под свои кулинарные потребности и при этом существенно сэкономить.

Будущее уже сегодня

За 15 лет рынок МБТ стремительно прогрессировал. Роботизация среды обитания уже не пугает пользователей, а становится неотъемлемой частью повседневности, открывая всё новые грани комфорта и безопасности.
"То, что вчера было несбыточной перспективой, в силу коронавирусных обстоятельств стало необходимостью. Развитие IT-технологий, повышение спроса на голосовых ассистентов как необходимые элементы каждого изолированного домашнего хозяйства стимулирует переход на умные приборы. Смартизация во всех категориях — вот что ждёт нас в недалёком будущем, а технологическая революция в обустройстве быта каждого человека неизбежна. Работать на опережение, делать будущее доступным сегодня — то, чем необходимо руководствоваться, чтобы двигаться вперёд и задавать тренды", — резюмирует Андрей Синявин.