Мы видим наступление "новой эры"

на вопросы "ДП" об итогах летнего туристического сезона ответил председатель комитета по развитию туризма Петербурга

Удалось ли туристской сфере вернуться к допандемийным показателям?

— Петербург может вернуться к допандемийным показателям туризма, но не раньше полного открытия границ в мире. Эксперты Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) считают, что для восстановления объёмов международных путешествий и показателей отрасли понадобится 4–6 лет.
Вирус, вероятно, не уйдёт в один день, в связи с этим люди какое–то время будут перемещаться с осторожностью, опасаясь локальных вспышек заболеваемости и связанных с ними ограничений. Кроме того, во всем мире семейные бюджеты многих путешественников пострадали, и они будут экономить на туристических поездках до восстановления доходов. Но, я надеюсь, мы сможем пройти путь восстановления быстрее — за 1,5–2 года.
Благодаря активной работе летом, в том числе с учётом состоявшихся крупных мероприятий — ПМЭФ, Евро–2020 и ряда других, — некоторые петербургские объекты размещения в июне–июле 2021 года смогли выйти на неплохие показатели загрузки. Однако второе полугодие будет непростым для индустрии гостеприимства. Конец июля, август и сентябрь — это традиционно были месяцы, когда к нам ехали иностранные туристы. Осень и зима загружались больше за счёт событийных и деловых мероприятий, командировочных, организованных школьных групп.
При этом эксперты отмечают, что за счёт сохранения туристского оборота, а также принятых в городе мер поддержки отельеры Петербурга оказались более стрессоустойчивыми, чем коллеги во многих других туристских центрах мира, и не прибегали к тотальному сокращению тарифов. В связи с этим (с поправкой на непредсказуемость пандемии) по мере открытия границ отельный рынок Санкт–Петербурга имеет шансы восстановиться быстрее с точки зрения показателя RevPAR.
В целом на туристском рынке мы видим наступление "новой эры", в которой нужно не вести отсчёт от допандемийных показателей, а скорее следить за темпами прироста в существующих условиях. При этом нынешний год подаёт надежды не только на восстановление туристического потока, но и на дальнейшее развитие инфраструктуры. Так, в 2021 году в Санкт–Петербурге начинают работу три новых отеля — Kravt Nevsky Hotel&Spa, Wawelberg Hotel St. Petersburg и Holiday Inn St. Petersburg Theatre Square, развиваются общественные пространства, привлекающие не только жителей, но и гостей города, запускаются ресторанные и досуговые проекты.

Сколько экономика Петербурга заработала на туризме этим летом?

— Даже в абсолютно не туристском 2020 году туристы привнесли в экономику города 109,7 млрд рублей, что, конечно, несопоставимо с показателем 2019 года, когда путешественниками в Санкт–Петербурге было потрачено 378,6 млрд рублей. Как видите, туризм вносит вполне весомый вклад в экономику города — даже в самый сложный для отрасли год. В текущем же году, по предварительным расчётам, уже к концу лета он составил более 117 млрд рублей, и год ещё не завершён.

Сколько иностранных и российских туристов посетили Петербург этим летом? Каково соотношение этого показателя с 2019 и 2020 годами?

— В 2019 году Петербург посетило 10,5 млн туристов, в 2020–м — 2,9 млн гостей, это почти вчетверо меньше. Из них 500 тыс. — иностранцы, которые успели приехать до начала пандемии. Гостиницы Петербурга работали с соблюдением всех мер безопасности, с ограничениями, но не закрываясь. В результате в отелях города в 2020 году остановилось 2,4 млн человек. Ещё около 500 тыс. гостей останавливались у родственников или друзей — вне коллективных средств размещения.
Согласно данным UNWTO, количество туристов, которые отправились в другие страны в первом полугодии 2021 года, сократилось на 85% по сравнению с показателем за аналогичный период 2019 года — до начала пандемии коронавируса.
В нашем случае за первые 6 месяцев этого года Петербург посетило уже почти в 2,5 раза больше туристов, чем в 2020 году, в том числе — с учётом всех мировых ограничений, и 184 тыс. иностранных туристов, согласно данным ФМС о размещении в гостиницах. Мы надеемся, что по мере ослабления пандемии поток постепенно начнёт восстанавливаться, а затем и увеличиваться.

Усилился ли этим летом приток туристов из СЗФО, в частности — из Ленинградской области?

— Да. Наши гости в этом году: жители Москвы и Московской области, а также регионов Северо–Запада России, в частности Ленинградской области, среди них много экскурсантов, приезжающих в город без ночёвки. Затем — путешественники из городов–миллионников Сибири и Урала — Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени, Красноярска и других, из Казани, городов Юга России — Ростова, Краснодара, Сочи, затем — регионов Центрального федерального округа. География мест, откуда к нам в достаточно большом количестве прибывают гости, существенно расширилась. Это связано в том числе с улучшившейся транспортной доступностью города. Ну и конечно — с разнообразием наших туристских предложений, программ и возможностей.

Как повлияли на летний сезон этого года региональные и межрегиональные туристические проекты?

— Нам важно было использовать любые возможности, чтобы привлекать туристов со всей страны.
Москва — это наш ближайший сосед, обеспечивающий регулярный поток гостей. Жители Петербурга также с удовольствием посещают столицу России. Вполне логично, что в этом году мы решили объединить наши возможности и предложения, чтобы создать совместный набор уникальных турпродуктов. Так и родился наш с комитетом по туризму Москвы проект "Два города — миллион впечатлений".
Мы пришли к выводу, что туристские предложения Москвы и Петербурга не конкурируют между собой, а в большей степени дополняют друг друга. К настоящему моменту в программу включены 30 туристических маршрутов, 45 кросс–региональных проектов; совместный календарь содержит 50 различных событий в двух городах; 60 петербургских и московских отелей, в том числе сети Accor, Radisson, Azimut, участвуют в программе лояльности.
Сейчас около 40% туристов в Северной столице — жители Москвы и Подмосковья, которым мы рассказываем о дополнительных возможностях отдыха в нашем городе. Мы также приглашаем наших гостей проехать по маршрутам "Серебряного ожерелья". Гости приезжают в Петербург и едут дальше — в Гатчину, Выборг или Тихвин, Новгород, Псков, в Карелию и далее на север.
Мы стараемся показать разные "сценарии" отдыха на Северо–Западе России. Формируется практически бесконечный конструктор вариантов путешествий по всему нашему общему туристскому макрорегиону. Появляются причины приезжать и возвращаться к нам снова и снова, растёт узнаваемость, а значит, и долговременный устойчивый спрос. Это выгодно и нашему городу, и нашим соседям.

Повлияло ли как–то на приток гостей создание новых туробъектов и туристических площадок?

— "Остров фортов" — наш флагманский проект в Кронштадте. С ним мы связываем много надежд на дальнейшее развитие туризма города. Уже сейчас можно поехать на экскурсию в этот загадочный город на воде и увидеть исторические форты, погулять по Аллее героев и узнать историю побед Российского флота, активно провести время в парке "Острова фортов". Несомненно, такие экскурсии будут очень привлекательны для детей и для всех, кто любит проводить время интересно, познавательно и при этом с пользой для здоровья.
Повсеместно возросла популярность экотуризма. Потребительские предпочтения туристов в пандемию изменились. Во всем мире люди больше всего в поездках стали ценить возможность побыть на природе и активно отдохнуть на свежем воздухе. Петербург в этом отношении имеет прекрасный потенциал: великолепные парки города и ближайшие его пригороды служат замечательным местом для прогулок.
Не все наши гости знают, что в состав города входит 16 особо охраняемых природных территорий, которые в общей сложности занимают около 5% площади Петербурга. На их базе активно развивается сеть экологических маршрутов: по природным и историческим достопримечательностям природного заказника "Западный Котлин", по окрестностям Сестрорецка, комаровскому побережью Финского залива. Многие предложения уникальны, не всякий мегаполис может такое предложить своим гостям.

Какая поддержка оказывалась турбизнесу летом этого года?

— Летом 2020 года по поручению губернатора Петербурга Александра Беглова мы разработали совместно с бизнесом комплекс мер поддержки. Начатая осенью 2020 года программа поддержки субъектов туриндустрии в период пандемии продолжает работать и сегодня. По сути, было принято политическое решение об отмене всех возможных в рамках нашего городского законодательства региональных налогов — налога на имущество, земельного, транспортного, о снижении ставки налога для упрощённой системы налогообложения до минимально возможного по законодательству в регионе.
При этом все региональные налоги для предприятий сферы туризма были отменены не только на прошлый год, но и вперёд, на следующий — ныне текущий 2021 год. Такое решение стало очень важным: дать отрасли возможность точно понимать, что и за прошлый, и в этом году все налоговые преференции будут применимы.
Также в прошлом году было принято постановление правительства города о выделении дополнительно прямой финансовой поддержки из средств Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса для предоставления льготных займов организациям турбизнеса на цели сохранения персонала — на выплаты заработной платы.
К началу 2021 года налоговыми льготами уже воспользовались более 3000 предприятий на общую сумму 1,5 млрд рублей. Для сохранения в туристической сфере в общей сложности более 1,8 тыс. рабочих мест было выдано 84 льготных займа на сумму 255,8 млн рублей. В этом году было юридически оформлено решение о погашении этих займов за счёт бюджета при условии выполнения их стартовых условий.
Также 551 петербургская организация сферы туризма получила льготы по аренде городского имущества.
Общий объём предоставленных мер поддержки оценивается в 4 млрд рублей.

Какие объекты и виды туризма привлекали гостей Петербурга этим летом больше всего?

— У нас есть предложения на любой вкус и бюджет путешествия. Конечно, есть великие музеи — наши главные "туристские магниты".
Но есть и что–то ещё. И это "что–то ещё" у каждого своё. Для кого–то это парки, для кого–то это гастробары и рестораны, для кого–то — дворики, для кого–то — ландшафты или урбанистические решения. В процессе обсуждений с экспертами рынка родилось понимание, что главный туристский продукт Петербурга — его особая, неповторимая атмосфера. Из этого родилась программа "Новая культурная и туристическая география" — продвижение перспективных видов туризма, отвечающих разным интересам тех людей, которые хотят приехать в Петербург.
Это наши классические предложения, дополненные посещением новых креативных и общественных пространств, разнообразными авторскими и тематическим экскурсиями, предложениями в сфере гастрономического туризма. Иными словами, "Новая туристская география" показывает не только парадный, но и очень разный Петербург — гармоничный и привлекательный, живой и динамичный креативный город.
Проект демонстрирует все новые грани: например, сейчас проходит голосование за любимые места жителей, которые они в первую очередь порекомендуют друзьям и гостям города. Номинаций более десяти: дворы, музеи, здания, видовые точки, исторический общепит, сады и парки, авторские маршруты, исторические отели, праздники, семейные и районные точки притяжения.
Из малых и новых музеев Петербурга горожане чаще всего называют Музей маячной службы, Музей микроминиатюры "Русский Левша" и Музей современного дизайна и прикладного искусства в Академии им. Штиглица. Любоваться городскими пейзажами в Петербурге предпочитают из Дома Зингера и отеля "Санкт–Петербург", или с набережной у Южной дороги Крестовского острова, откуда открывается новый силуэт современного Петербурга. Лидеры среди общественных пространств — Новая Голландия, "Севкабель Порт" и Никольские ряды.
Помимо этого сегодня у нас появился особый повод отметить медицинский и оздоровительный туризм. В Петербурге под координацией нашего комитета работает Санкт–Петербургское агентство медицинского туризма. Сегодня агентство является управляющей организацией, ответственной за продвижение этого вида в нашем городе. Примечательно, что медицинский туризм пострадал меньше, чем все остальные сегменты отрасли. На федеральном уровне было решено, что с медицинскими визами можно въезжать в страну даже в период пандемии, так как здоровье ждать не будет. Благодаря этому снижение иностранного турпотока в этой сфере было менее значительным. Гости приезжали за медицинскими услугами и в прошлом, и в этом году, даже по итогам сложнейшего 2020 года зарубежные медицинские туристы потратили у нас более 500 млн рублей.