Санкт-Петербург традиционно относится к трудонедостаточным регионам, однако отсутствие четкой системы мероприятий по привлечению для работы в Санкт-Петербург российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, приводит к увеличению численности привлекаемых иностранных работников.
Обеспечивая приток рабочей силы в важные секторы городской экономики (строительство, транспорт, коммунальное хозяйство, промышленность и др.), внешняя миграция несет с собой также ряд реальных угроз в сферах экономической, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности.
Основной приток иностранных граждан происходит из Республики Узбекистан, Республики Таджикистан и Республики Киргизии. При этом многие прибывающие из этих стран работники имеют низкий уровень профессиональной подготовки (или отсутствие таковой), не владеют в достаточной степени русским языком, не знают законодательства Российской Федерации, в том числе регулирующего сферу миграционных процессов, трудовой занятости, ответственности за совершение правонарушений и преступлений.
Это, в свою очередь, не только делает востребованными среди иностранных трудовых мигрантов услуги мошенников, продающих поддельные документы о миграционном учете и иные документы, необходимые для трудоустройства, но и снижает степень защищенности иностранных работников от действий недобросовестных работодателей.
Следствием незнания своих трудовых прав становится работа мигрантов в условиях, несоответствующих требованиям законодательства, задержки и невыплаты им заработной платы, другие негативные экономические последствия. С другой стороны, пребывание за пределами своей страны воспринимается некоторыми из мигрантов, как возможность бесконтрольных действий, поведения, в том числе противоправного.
Рост криминальных проявлений со стороны мигрантов, совершение тяжких преступлений, вызывающих значительный общественный резонанс, участившиеся в последнее время случаи массовых драк мигрантов в местах их компактного проживания не только ухудшают криминогенную обстановку в Санкт-Петербурге, но и приводят к усилению антимигрантских настроений среди местного населения, провоцируют обострение межнациональных отношений, создают условия для экстремистских проявлений на национальной почве.
Для улучшения обстановки нужна продуманная разъяснительная и воспитательная работа, направленная на оказание иностранным гражданам, прибывшим в Санкт-Петербург в поисках работы, содействия в приспособлении к жизни в непривычных условиях, последовательное включение иностранных граждан в общественно-социальную жизнь большого города, ознакомление с основами миграционного и трудового законодательства Российской Федерации, законодательства в сфере профилактики ксенофобии и экстремизма. Требуют внимания и вопросы предупреждения распространения противоправных идей террористического и экстремистского толка путем ознакомления мигрантов с перечнем запрещенных в России организаций и информационных материалов.
В рамках своих полномочий Комитет но межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге с марта текущего года продолжает реализовать проект, где трудовым мигрантам и членам их семей, проживающим и работающим в Санкт- Петербурге, на безвозмездной основе оказывается квалифицированная юридическая помощь, осуществляется раздача информационно просветительских брошюр и буклетов на узбекском, таджикском и русском языках, в формате выездных приемных. Традиционно консультирование трудовых мигрантов организуется на территориях, приближенных к местам оформления разрешительных документов, трудовой деятельности иностранных работников, местам их массового скопления таких как: на территории, прилегающей к ООО "Единый центр документов", расположенной по адресу: Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, на территории Сенного рынка Московский проспект, 10-12, на территории Коломяжской мечети улица Ренищева, дом 1, на территории Соборной мечети Кронверкский проспект, дом 7, на территории ООО "Городской оптово-розничный рынок Салова 52" по адресу Санкт-Петербург, ул. Салова д. 52.