Жаркие дивиденды: кто заработал на температурных рекордах

Автор фото: Vostock-Photo

Для многих компаний жара — настоящая проверка на выносливость. Но есть отдельные бизнесы, которые на фоне погодных сюрпризов могут рассчитывать на рост выручки.

Необычно тёплая погода установилась в Петербурге с начала июня. На прошлой неделе синоптики заговорили уже об аномальной жаре, а начиная с выходных город стал обновлять абсолютные температурные рекорды. Столбик термометра уходит за 30–градусную отметку, что примерно на 7 градусов превышает климатическую норму.
Спасаясь от жары, петербуржцы потянулись к водоёмам, многие поехали за город. Пункт пропуска на Западный скоростной диаметр с трассы "Скандинавия" в воскресенье установил абсолютный рекорд выходного дня — 39 890 машин в сутки, сообщили "ДП" в ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС). По всему ЗСД в каждый из выходных дней было совершено порядка 250 тыс. трансакций. В МСС называют такой трафик стандартным для летних дней с хорошей погодой.
На платной трассе М–11 на въезде в Петербург через пункт оплаты перед КАД трафик выходного дня вырос на 25–35% в июне по сравнению с маем, рассказал генеральный директор ООО "Магистраль двух столиц" Алексей Никифоров. В абсолютных цифрах это до 13,5 тыс. автомобилей в сутки.
Выезжая на природу, отдыхающие штурмуют торговые точки. "Продажи воды выросли на 50–70%, если не на 100%. Фруктов — тоже в полтора раза", — говорит генеральный директор управляющей компании "Центр фермерской торговли “Озерки”" Павел Краев. Однако в общем обороте рынка это небольшая доля, отмечает он. При этом ряд категорий (например, колбасы) в жару, наоборот, продаётся хуже. В итоге оборот остаётся на одном уровне, делает вывод Павел Краев.
"Мы готовили понедельную аналитику, и у нас последние 4 недели выручка вообще не меняется", — подтверждает владелец сети магазинов "Реалъ" Александр Мышинский. При этом произошло небольшое перераспределение спроса из городских магазинов в Ленобласть, отмечает он.
Зато для производителей сезонных товаров наступили горячие дни. "В среднем благодаря наступлению такой аномальной жары на территории Петербурга продажи мороженого по всем нашим каналам выросли на 100–130% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Процент варьируется в зависимости от локации и клиентов", — рассказала директор по маркетингу категории мороженого и продуктов питания Unilever в России, Украине и Беларуси Марина Ример.
Продажи пива вырастают не так сильно — на 20–25%, оценивает директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз. "Долгой жары у нас не бывает: сейчас неделя жаркая, а следующая может оказаться прохладной. Поэтому по итогам месяца будет примерно то же самое, что обычно. То есть это такой краткосрочный всплеск, который в рамках даже одного месяца нивелируется дальнейшими перепадами погоды", — объясняет он.

Летние террасы пустуют

Петербуржцы, оставшиеся в городе, осадили аквапарки. Ажиотаж подогрел запрет на их работу с понедельника, 21 июня. "Посещаемость не выросла, — утверждает генеральный директор аквапарка “Питерлэнд” Дмитрий Крутиков. — Просто в свете новостей о том, что нас закрывают, на это обратили внимание. Лето — всегда высокий сезон". Заработать на повышенном спросе помешало ограничение на число посетителей аквапарка — не более 700 человек одновременно. Зато аквапарк придумал, как продолжить работу с понедельника. Теперь он функционирует как физкультурно–оздоровительный комплекс. Но это далеко не полная компенсация. "Безусловно, трафик упадёт процентов на восемьдесят", — признаёт Дмитрий Крутиков.
На кафе и ресторанах жара сказывается по–разному. "В спальных районах клиентов, естественно, меньше, все за город разъезжаются. А в центре больше, в том числе за счёт туристов и чемпионата Европы", — говорит управляющий партнёр ресторанной группы BIG Family Resto Group Николай Митчин. По его оценке, потери в периферийных заведениях достигают 20%, а увеличение посещаемости в центральных — 10%.
Летние террасы, открытые петербургским общепитом в упрощённом порядке, пользуются спросом, говорят рестораторы. Но, например, совладелица сети пивных "Толстый фраер" Надежда Любина утверждает, что многие предпочитают посидеть в закрытом помещении под кондиционером.
В магазинах строительных и хозяйственных товаров покупатели сметают вентиляторы и климатическую технику. "В прошедший уик–энд количество проданных мобильных кондиционеров и напольных вентиляторов выросло в 10 и 11 раз соответственно по сравнению с предыдущими выходными, — сообщила совладелица компании “Максидом” Мария Евневич. — Настольных вентиляторов было продано почти в 5 раз больше. Дефицита при этом нет: производители готовы к сезону, и поставки проходят в рабочем режиме". Также, по её словам, в 4,5 раза увеличились продажи бассейнов. Отдельные предприниматели находят небольшие ниши, в которых можно рассчитывать на колоссальную рентабельность. Так, в Гатчинском районе Ленобласти дачникам предлагают воду из цистерны по 4,5 тыс. рублей за 4 м3. Напор воды в местном водопроводе слабый, поэтому определённый спрос есть, рассказал "ДП" житель дачного посёлка.
Но далеко не всем жара дала возможность заработать. Фитнес–клубы и спортзалы летом традиционно полупусты. Глава представительства Ассоциации операторов фитнес–индустрии России в Петербурге Наталья Борулько оценивает спад примерно в 25%. Фитнес–индустрия работает в основном на абонементной системе, и главная проблема сейчас — отсутствие новых клиентов, отмечает она.
Жаркая погода повысила интерес жителей Санкт–Петербурга к климатической технике. В нашей сети в городе продажи мобильных кондиционеров в период с 14 по 20 июня выросли почти в 3 раза в количестве реализованных единиц по сравнению с предыдущей неделей, вентиляторов — на 290%, сплит–систем — на 170%. Аномально тёплая погода спровоцировала дефицит специалистов по установке сплит–систем, поэтому мы наблюдаем перераспределение спроса в сторону "быстрых" решений. Ну а дефицита самой климатической техники на рынке нет.
Олег Щептев
руководитель группы закупок крупной бытовой техники "Ситилинк"
Пиво — продукт с ярко выраженной сезональностью, поэтому в летний период, как правило, отмечается увеличение спроса на 10–20%, что соответствует текущей ситуации в Санкт–Петербурге. Тёплая погода установилась практически на всей территории России, что вселяет оптимизм в отношении результатов года. В случае, конечно, если не будет никаких дополнительных ограничений, которые могут существенно сказаться на динамике индустрии. Помимо погоды дополнительным драйвером роста продаж в настоящий момент является чемпионат Европы по футболу, часть матчей которого проходит в Санкт–Петербурге.
Ораз Дурдыев
директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes