Шум, шоу и шик: можно ли добавить элегантность и романтику в ПМЭФ

В литературе, да и в живописи тоже, есть такой элегический жанр — встреча на балу, объяснение или даже прощание.

Причина популярности довольно проста, она — в контрасте. Вокруг ажитация, парадное дефиле, пьянящий гомон, а тут — пауза, тишина и человеческое. Именно благодаря фону откровенные слова становятся особенно звучными — не в прямом, в переносном смысле, естественно. Форум крупного масштаба — подобие такого гала-приёма. А в наше время тем более — многолюдного сбора не было давно, никто и решиться не мог: как отменили год назад, так всё и затихло.
А потому форум — это, тут не поспоришь, прежде всего шум, шоу, шик. Шанса показать себя тоже давно не было. Петербург, очевидно, отличная декорация, он делает всё это ещё более эффектным. А потому культурная составляющая вроде бы довольно предсказуема: гала-концерт оперы и балета, как в Михайловском, или премьера в Мариинке, ну или концерт Арбениной на Дворцовой. И, само собой разумеется, куда же без Лещенко наших дней: прежде была партийная составляющая, теперь — трактирная класса циничный lux, а потому без Шнурова никак. Оттого он и вправду выглядит как неизменный атрибут форума, где же без него оттянуться.
Ну а если всё же решиться на короткий перерыв, ну или на лёгкий флёр подзабытой элегантности, попробовать внести в парад-алле стиль...
Для late night drinks прекрасно подойдёт Елагин дворец. А если попытаться сделать ещё пленительней — то дворец Воронцовых-Дашковых в Шуваловском парке, недавно выставленный на продажу. Вот уж где настоящая меланхолия русской усадьбы, именно вследствие полного запустения. Просто "Вишнёвый сад". Обставить её ничего не стоит, декорации "Ленфильма" и так простаивают. Сирень же напоит томным ароматом, весна ведь была поздняя. А потому так неожиданно — ранней белой ночью вдруг завернуть в сторону от маршрута, пройти мимо желтеющей песчаником неоготической церкви, очутившись почти в английской усадьбе, опуститься в глубокие плюшевые кресла и проболтать полчаса-час, подзабыться. Ну а потом разъехаться на открытых ландо.
Не менее романтично вырваться ближе к рассвету и пойти гулять по Обводному, заходить в старые брошенные заводы, в тот же "Красный тре­угольник" или в бывшие цеха Степана Разина. А там вас вдруг поджидает уха из стерляди с расстегаями и холодно отрезвляющая рюмка ледяной водки. Ну а потом добрести до Екатерингофского парка и помечтать, глядя на море. Вдруг кому-то красный кирпич старых заводов и приглянется. Вот это был бы случай. И будущий офис найти. И не простой, а с историей.
А если всё же хочется настоящего переживания, то, как ни странно, в этом году такой шанс будет в Большом зале Филармонии. Благородный строй колонн поможет переключиться. 4 июня там будет играть наш первый оркестр. Дирижировать — настоящий мастер Шарль Дютуа, кто уж умеет править с толком и умом, так это он. За границей его теперь не послушать, истории про харассмент четвертьвековой давности никому покоя не дают, а у нас — можно.
Во втором отделении будут играть "Жизнь героя" Рихарда Штрауса, ничего более подходящего самопроекции героев форума быть не может. Невероятно самоуверенная, трескучая, но феерически мастерски сделанная музыка увлечёт любого. И других русских оркестров, кто бы мог с оттяжкой и шармом с ней справиться, кроме нашего, нет. Обычно и они поленятся, но, думаю, с Дютуа себе этого не позволят, они скучают по настоящим дирижёрам, и это их шанс.
А в первом отделении Елизавета Леонская будет с ними играть 23-й концерт Моцарта. Если вы скучаете по подлинному старому пианизму, то это ваш вечер. Такого звука, как у Леонской, нет больше ни у кого, в кантиленах Моцарта это будут маленькие бриллианты, полные глубокого прозрачного сияния. У Леонской есть настоящее движение музыки, она разрастается и живёт своим темпом, развитие идёт из наполнения создаваемого времени. Среднюю часть этого концерта, медленную сицилиану, знают все, но сыграть её без сентиментальности, без сладости, а с подлинным ритмом погружающейся в себя мысли могут совсем немногие. Легендами были К. Хаскил и ранний Р. Серкин, сейчас же с Леонской, пожалуй, не сравнится никто. Эта музыка станет настоящей тишиной жизни, смотрящей назад, в себя, вокруг, в нас. А игривость финала вернёт вас обратно и запустит на летучую орбиту. Это тот шанс уйти в другое время, каким из искусств обладает только музыка. Хрустальное сияние покоя, всепримиряющее и мудрое.
Увертюрой к концерту будет "Приглашение к танцу" Вебера. Но с подвохом — в оркестровке Берлиоза. Там главное не зааплодировать перед заключительным соло виолончели. Вас предупредили. Остальных сможете проверить. А с Моцартом прочувствовать элегию старого режима. И понять, перефразируя Талейрана, что такое жизнь.