Массированный ракетный обстрел израильских городов, устроенный группировкой ХАМАС, шокирует дважды. Сначала тем, что на солнечных улицах Тель–Авива прямо сейчас гремят взрывы и гибнут люди, так как легендарный "Железный щит" не справляется с плотностью атак. Потом — тем, насколько обыденной выглядит эта новость в информационной повестке. Ноль реакции на мировых рынках. Дежурные заявления дипломатов (почти зеркальные по смыслу, в зависимости от того, с какой стороны исходят). Парад диванной аналитики в соцсетях. Всё как обычно. Когда–то мы смотрели прямую телетрансляцию атаки на башни–близнецы и не могли поверить, что это происходит на самом деле. Теперь на бегу пролистываем instagram–сторис израильских друзей, едва успевая отправить поддерживающий эмодзи.
Занимать в этой ситуации однозначную позицию "за евреев" или "за арабов" бессмысленно и глупо. Мирные люди гибнут с обеих сторон. И каждая из этих смертей — трагедия. Не стоит забывать и о том, что 21% населения Израиля составляют арабы, а партийный блок "Объединённый список", представляющий их интересы, входит в тройку крупнейших фракций Кнессета. В конце концов, как минимум двое среди погибших от палестинских ракет — арабы из израильского города Лод.
Безусловное уважение вызывает чувство юмора, с которым израильтяне воспринимают обрушившиеся на них невзгоды. Интернет уже заполнен свежими шутками и мемами. "Весь мир страдает от короны, а мы, слава богу, вернулись к рутине". "ХАМАС доказал, что женщина таки может одеться и накраситься меньше чем за минуту". "Раньше мечтали о доме с бассейном, теперь мечтаем о квартире с бомбоубежищем".
Каждый раз при упоминании ХАМАС мне хотелось написать в скобках: "террористическая организация, запрещённая на территории РФ". Но нет. Эта организация на территории РФ вполне легитимна. И это ещё один очевидный урок нам всем. Поставить судебным решением клеймо терроризма / экстремизма на человека или организацию нынче не составляет никаких проблем. Время такое, сами понимаете. Внешние угрозы. Внутренние враги. Геополитика. Не до сантиментов.
Но если смахнуть пену дней, то на поверхности останутся простые истины. Чёрное — это чёрное. Белое — это белое. Террорист — это не тот, кто делает репосты в соцсетях, выходит на мирные митинги (пускай даже несогласованные) или снимает неугодные начальству фильмы–расследования. Террорист — это тот, кто выпускает ракеты по мирным спящим городам. В какой бы стране и на каком бы континенте это ни происходило.