Светлана Афонина Все статьи автора
28 апреля 2021, 09:36 425

Сняли все сливки: авторетейл заработал на ковидной панике

Фото: Ермохин Сергей

Прошлой весной автодилеры готовились к краху отрасли. Однако ослабление рубля и паника на рынке помогли им завершить 2020 год чуть ли не с рекордной выручкой.

Во время весеннего локдауна конвейеры автозаводов стояли, а автосалоны были закрыты. Летом объём выпуска машин оставался скромным и привёл к дефициту: автомобили разбирали буквально с автовоза.

Продажи новых автомобилей в Петербурге выросли на 12%

Продажи новых автомобилей в Петербурге выросли на 12%

151

Объём продаж новых легковых машин в Санкт–Петербурге в 2020 году сократился на 7%, до 142 837 единиц, подсчитали в аналитическом агентстве "Auto–Dealer–СПб". Это меньше, чем в целом по рынку в России, где снижение составило 9%. При этом начиная с июля реализация новых легковых авто росла каждый месяц.

Президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Вячеслав Зубарев отмечал недавно, что не припоминает, когда ещё в течение года ситуация на рынке оценивалась бы настолько по–разному.

"Как минимум трижды мы меняли видение будущего. Накануне 2020 года смотрели в будущее с умеренным оптимизмом, в апреле — с крайним пессимизмом, но затем ситуация оказалась всё же не такой драматичной", — говорил Зубарев.

По его оценке, на рынок авторетейла повлиял не только слабеющий рубль, но и закрытие границ, вследствие чего выросло число желающих поехать в отпуск по территории России на новом автомобиле. Кроме того, с помощью господдержки стали доступнее автокредиты.

Финансовый взлёт

На фоне дефицита машин автодилеры стали вводить практику продаж с большим, чем раньше, количеством дополнительных опций. Не секрет, что значительная часть заработка авторетейла складывается именно из этого.

Рост финансовых показателей продемонстрировали почти все крупнейшие автодилеры города. Посчитать их полностью трудно, поскольку у кого–то автосалонами управляет одно юридическое лицо, а у другого на каждый автоцентр создано отдельное ООО.

Авторынок показал последний месяц падения перед ростом

Авторынок показал последний месяц падения перед ростом

91

Но всё же, по данным СПАРК, крупнейшим игроком авторетейла Санкт–Петербурга по объёму выручки в прошлом году осталось ООО "Рольф Эстейт Санкт–Петербург", дочерняя компания федеральной группы "Рольф". В 2020 году выручка ООО снизилась лишь на 1% и составила 51 млрд рублей. Чистая прибыль выросла в 5,6 раза, до 1,6 млрд (274 млн годом ранее).

На втором месте находится ООО "Инчкейп Олимп", которое сократило выручку на 12%, до 14 млрд, но увеличило чистую прибыль на 69%, до 1 млрд. Замыкает тройку лидеров ООО "Марка": выручка компании возросла на 63%, до 12 млрд, чистая прибыль снизилась на 66,5%, до 2,1 млн.

Как пояснили "ДП" в "Рольфе", потенциал роста выручки ограничил карантин во II квартале и дефицит новых автомобилей, с которым дилеры столкнулись во втором полугодии. В компании говорят, что на резкий рост прибыли повлияло развитие бизнеса по продаже автомобилей с пробегом. "Также на фоне дефицита новых машин на рынке снизился размер скидок для клиентов, что привело к увеличению доходности сделок", — отмечают в компании.

Количественно продажи новых автомобилей у "Рольфа" в Петербурге снизились на 16%, до 19 451 штуки, а машин с пробегом — на 9%, до 19 657 единиц. "Таким образом, объёмы продаж автомобилей с пробегом в дилерских центрах группы в Санкт–Петербурге впервые превысили продажи новых автомобилей", — подсчитали в компании.

Там полагают, что это соотношение будет расти в пользу б/у машин. "Мы видим, что дефицит новых автомобилей сохраняется, а цены продолжают расти", — отмечают в холдинге. Там также полагают, что нестабильность курса рубля будет поддерживать высокий спрос на рынке.

Слишком много неопределённостей

Как рассказал "ДП" руководитель автохолдинга "Аларм Моторс" Роман Слуцкий, выручка группы в 2020 году выросла на 7,1% и превысила 15 млрд рублей. Прибыль он не раскрыл. В количественном отношении продажи новых легковых автомобилей в холдинге выросли на 12%, до 8 434 единиц, уточняет Слуцкий.

По его словам, сложно однозначно сказать, что принесёт авторетейлу текущий год. "Слишком много неопределённостей. В частности, стоит отметить риск срыва поставок отдельных комплектующих, без которых автомобиль не может сойти с конвейера. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и возможность снижения потребительского спроса в связи с продолжающимся ростом цен на автомобили", — говорит Роман Слуцкий. Пока он прогнозирует рост рынка новых автомобилей в России на 3–5%.

Выручка автохолдинга РРТ (прежде — ОАК–РРТ) в 2020 году составила 23,14 млрд рублей (15,4 млрд годом ранее), сообщил "ДП" управляющий холдингом Сергей Новосельский. Прибыль он также не называет. Продажи компании выросли: в сегменте новых легковых автомобилей до 10 944 единиц (по сравнению с 8 757 годом ранее), в сегменте машин с пробегом — значительно, до 11 092 штук (7 740 в 2019–м).

"Авторетейл был в ситуации неопределённости в начале пандемии, а последующий рост продаж не связан с ростом реальных доходов россиян. Как ни парадоксально звучит, покупка автомобиля стала способом сбережения средств для части населения", — полагает Сергей Новосельский.

По его мнению, также сработали инфляционные ожидания и отложенный спрос одновременно. "Ситуация на рынке позволила дилерам нарастить маржинальность бизнеса, которая в последние годы постоянно снижалась. На какое–то время до устранения дефицита автомобилей мы вернулись к так называемому “рынку продавца”", — говорит Сергей Новосельский.

Если в прошлом году автохолдинг расширял географию присутствия, то в 2021–м он сосредоточится на росте эффективности, отмечает управляющий. Реалистичный прогноз динамики продаж рынка новых и подержанных автомобилей, по его оценке, предполагает колебания от 0 до –5%.

Инфляция никуда не денется

В аналитическом агентстве "Автостат" отмечают, что ёмкость российского рынка новых легковых автомобилей составила в прошлом году 2,5 трлн рублей. "Да, это чуть ниже (на 2,7%), чем в 2019–м, когда этот показатель достиг исторического максимума 2,57 трлн. Но всё равно этот результат — очень высокий, если оценивать последнюю пятилетку", — говорит руководитель пресс–службы "Автостат" Азат Тимерханов.

По его данным, продажи новых легковых машин в 2015–2020 годах составляли 1,3–1,7 млн штук. При этом ёмкость рынка за этот период выросла с 1,7 трлн рублей в 2015–м до 2,5 трлн в 2020 году. "Основная причина такого роста — увеличение средневзвешенной цены автомобиля, которая в течение этого времени выросла с 1,3 млн почти до 1,7 млн рублей", — поясняет Азат Тимерханов.

Более того, средневзвешенная цена на новый легковой автомобиль в России будет расти и дальше, прогнозируют аналитики агентства. "Инфляция никуда не исчезнет, а скачки курсов валют возможны и дальше", — поясняет Тимерханов.

А вот как будет вести себя ёмкость рынка, пока сказать сложно, говорит эксперт. Прогноз агентства "Автостат" на 2021 год подразумевает три сценария. По оптимистичному варианту этот показатель прирастёт на 4% к 2020 году. По базовому — снизится на 5,5%, а в рамках пессимистичного прогноза — снизится на 11,7%. В числе позитивных факторов, которые могут повлиять на итоги 2021 года, в агентстве называют продление программ государственной поддержки. Основных негативных фактора два — рост цен на автомобили и снижение реальных доходов населения.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама